Владимиру Путину нашли спокойный аэродром
ЗАТИХШИЙ было конфликт вокруг не подлежащего приватизации федерального имущества московских аэропортов, похоже, разгорается с новой силой. На этот раз речь идет о госимуществе "Внуково" (оно включает в себя взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, светотехническое и радиотехническое оборудование, средства управления воздушным движением). На все это добро претендует администрация президента России. С предложением о выделении аэродромного комплекса из баланса "Внуково" и передаче его в ведение администрации последняя обратилась в Мингосимущество. Оно, в свою очередь, направило запрос в Минтранс. Подробное рассмотрение дела в высших инстанциях намечено на первые числа ноября.
По словам президента ассоциации "Аэропорт" Виктора Горбачева, в отрасли, в том числе в Минтрансе и Государственной службе гражданской авиации (ГСГА), превалирует подчеркнуто отрицательное отношение к инициативе администрации президента. Дело в том, что после выделения госимущество "Внуково" с высокой вероятностью будет передано на баланс государственного унитарного предприятия ГТК "Россия", или, как принято говорить среди его сотрудников, "авиакомпании президента". То есть основными производственными мощностями второго по размерам российского аэропорта будет управлять одна из базирующихся в нем авиакомпаний (имеющая там, кстати, собственный терминал - "Внуково-2"). У ОАО "Аэропорт "Внуково", 61% которого принадлежит государству, а 39% фирме "Внуково-Инвест", останутся аэровокзал, часть наземного оборудования и инфраструктуры для обслуживания авиатехники.
В принципе выделение федерального имущества аэропортов из их баланса и оформление арендных отношений предписано соответствующим постановлением правительства еще в 1998 году. Другое дело, что очень немногие из российских воздушных гаваней проделали эту процедуру (в числе успешных "Домодедово" и самарский "Курумоч") и теперь находятся в полном ладу с законом. Остальные просто спустили все на тормозах. По словам представителей ГСГА, из некоторых регионов, в том числе из Сибири и Дальнего Востока, приходят предложения по консолидации управления госимуществом их аэропортов в одних руках.
Концепции развития аэропортов московского аэроузла (МАУ), куда входят "Шереметьево", "Внуково", "Домодедово" и "Быково", разрабатываются уже много лет, однако ни одна из них так и не получила всеобщего одобрения. По словам Виктора Горбачева, Мингосимущество имеет свое видение консолидации госсобственности МАУ, предполагая, что через структуру, на балансе которой оно окажется, будут проходить все финансовые потоки, связанные с использованием аэродромного комплекса (сборы за взлет-посадку и так далее), то есть львиная доля всех доходов аэропортов, а не просто арендные платежи. Кроме того, эта организация должна иметь полномочия по распределению слотов (определенных интервалов времени на взлет и посадку) между авиакомпаниями, то есть фактически контролировать, кто, когда и в какой московский аэропорт может выполнять рейсы.
Попытки передать госимущество "Внуково" на баланс ГТК уже предпринимались в прошлом году, однако потерпели неудачу. Затем на него претендовала группа "Ист-Лайн", настоятельно продвигавшая идею объединения госсобственности московских аэропортов на базе ГУП "Аэропорт "Домодедово". Но и этот "наезд" "Внуково" удалось успешно "отбить".
Возобновление активности со стороны администрации президента некоторые участники рынка (впрочем, не вполне серьезно) связывают с недавним "происшествием", когда в связи с погодными условиями самолет ГТК "Россия" с Владимиром Путиным на борту чуть ли не впервые в истории сел не во "Внуково", а в "Шереметьево".
Как бы то ни было, взяв в свои руки управление госимуществом "Внуково", ГТК "Россия" получит серьезный инструмент влияния на работу аэропорта. У самой авиакомпании, безусловно, нет средств для серьезных вложений в его инфраструктуру и даже на поддержание аэродрома в работоспособном состоянии. Поэтому, скорее всего, вожделенное имущество будет сдано в аренду. Весь вопрос - кому и на каких условиях. Может быть, тому же "Внуково". А может быть его прямому конкуренту - "Домодедово". Контроль над сильным соперником ему, кстати, очень бы пригодился. По итогам первого полугодия объемы отправок пассажиров из "Домодедово" упали на 40%, в то время как "Внуково" улучшило свои показатели на 6,2%.