Властелины колец
Соединенные Штаты Америки – сокращенно США – утратили свою роль главного всемирного защитника справедливости. Эту многотрудную, но почетную обязанность временно взял на себя Международный олимпийский комитет – сокращенно МОК. Теперь больше не будет такого положения, когда «Муму» написал Тургенев, а памятник поставили Гоголю. В нашем случае исправлена вопиющая несправедливость, когда после выступления лед взасос целовал представитель одной спортивной пары, а золотые медали отдали другой. Руководители российской делегации отреагировали весьма своеобразно – промолчали по поводу фигуристов, зато отправили домой показавших слабые результаты, но не закончивших состязания двоеборцев и прыгунов с трамплина. Один из руководителей российского фигурного катания заявил простодушно: не можем мы сейчас воевать за наших фигуристов, еще танцорам выступать и женщинам в одиночном катании. Ну а высланные спортсмены в конце концов пусть скажут спасибо – в старые времена и посадить могли. МОК же тем временем решил вручить золотые медали всем желающим и даже по второму кругу организовал церемонию награждения. Создав тем самым прецедент, который, несомненно, чреват весьма невеселыми последствиями, поскольку дает возможность пересматривать и отменять решения не только после окончания состязаний, но даже и после награждения победителей.
Последствия, кстати, начались практически сразу. Российская федерация фристайла обвинила американского и канадского судей в том, что они занизили оценки Ольге Королевой и лишили ее олимпийской медали. Выпрашивать медаль федерация не намерена, но требует разобраться с судейством. Такой вот асимметричный ответ на канадские «фигурные претензии». Похоже, благодаря организованной руководителями МОК борьбе за справедливость одними спортивными судьями теперь не обойтись.
Конечно, процедура повторного вручения медалей не предусмотрена ни Олимпийской хартией, ни регламентом Игр. Не отвечает то есть ни букве, ни духу Олимпийских игр. Но этот пустяк вряд ли имеет значение для такой солидной организации, как МОК, которой знакомы игры куда более серьезные, чем олимпийские. В конце концов Пьер де Кубертен давно умер, а спонсоры МОК живы, дай им Бог здоровья и процветания. Тем более что знаменитый лозунг «О спорт, ты мир!» можно толковать и в том смысле, что закончить скандал миром важнее, чем соблюсти олимпийские правила. Вспомним, что все предыдущие скандалы (связанные, например, со взятками, которые получали некоторые члены МОК от стран, претендующих на проведение Олимпиады) в итоге тоже заканчивались миром. Что, как вы понимаете, гораздо важнее спорта. Конечно, ситуация, когда правила игры изменяются непосредственно во время этой игры или когда меняются правила оценки результатов (то десятка старше короля, то, наоборот, король старше десятки, а девятка – то девять очков, то ноль), вовсе не нова. И даже имеет название. Но дело ведь не в названии, а в справедливости. В связи с чем у нас есть несколько вопросов и даже предложений. Почему, к примеру, игра в кегли не является олимпийской дисциплиной, а дивное метание по льду тяжелой кастрюли вослед мечущимся впереди двум швабрам, именуемое керлингом, является? И разве не требует известной ловкости и длительной тренировки выпиливание лобзиком или выжигание на фанерке, которые до сих пор в программу Игр почему-то не включены? Понять, почему одни занятия и упражнения входят в олимпийскую программу, а другие не входят, крайне сложно. Если все дело в том, что соревнования по определенным видам спорта хотят видеть спонсоры и инвесторы, – так и запишите: желание спонсора и служит основанием для включения этого состязания в программу Игр. Ведь могут же стать спонсорами Игр, например, производители лобзиков?
И ничего страшного в этом нет. Просто нужно признать очевидное: финансовые принципы проведения Игр сегодня важнее, чем принципы спортивные. Проще говоря, следует признать, что Олимпийские игры, которые сто с небольшим лет назад возобновились по инициативе Пьера де Кубертена, в том виде, в котором задумывались, к современным отношения уже не имеют. И, признав очевидное, пойти по пути шахмат. То есть подумать о проведении параллельных Олимпийских игр. Одни – по спортивным правилам, а другие – по версии МОК. В результате все только выиграют: спонсоры и инвесторы на своих Играх получат прибыль, а спортсмены на своих выяснят, кто на самом деле в данный момент сильнее. Как в начале прошлого века в Гамбурге, где цирковые борцы раз в год без зрителей выясняли, кто из них на самом деле сильнее. Откуда и пошло понятие «гамбургский счет».
Что же до справедливости, столь дорогой сердцу руководителей МОК, то настоящими олимпийцами-победителями следует признать китайских фигуристов, которые наотрез отказались участвовать в шоу с повторным вручением наград победителям.