Вне конкуренции

 

За прошедшие 20 лет ни одной сети ресторанов в нашей стране так и не удалось повторить успех «Макдоналдса», который продолжает формировать новые стандарты обслуживания клиентов. О том, чего удалось добиться за прошедшие годы и каковы планы на будущее, «Ко» рассказал президент компании «Макдоналдс» в России и Восточной Европе, а в прошлом первый директор ресторана на Пушкинской площади Хамзат Хасбулатов.

 

– Какой политики придерживается компания «Макдоналдс» относительно роста цен в своих ресторанах? Насколько эта динамика соответствует темпам инфляции?

– Мы всегда стремимся ориентироваться на инфляцию как на показатель изменения покупательной способности населения. Учитывая, что инфляция в прошлом году, по официальным данным, составила 8,8%, мы стараемся подходить к повышению цен очень осторожно, чтобы это не сказалось на наших посетителях. В отличие от промышленных товаров или продуктов питания в магазинах, цены на которые растут скачкообразно, мы не допускаем резкого повышения цен в наших ресторанах и постоянно проводим мониторинг реакции потребителей. Очевидно, что, если не поднимать цены в условиях сравнительно высокой инфляции в стране, затраты будут расти и рано или поздно мы выйдем за рамки рентабельности бизнеса.


– Вы упомянули, что в России инфляция в прошлом году составила 8,8%. А насколько подорожала продукция в ресторанах «Макдоналдс»?

– Наши цены выросли менее чем на 7%, то есть ниже уровня инфляции. Нам удается сдерживать их рост за счет управления издержками: это увеличение объемов, оптимизация логистики, локализация производства в России. Но при этом мы категорически не готовы идти на компромиссы по качеству и безопасности нашей продукции, даже если это позволит существенно снизить стоимость. Эта методика зарекомендовала себя очень хорошо. Мы начинали работать в России, когда страна переживала период гиперинфляции и приходилось постоянно держать руку на пульсе. Поэтому мы понимаем, насколько важно не предпринимать резких шагов в ценовой политике, могущих отпугнуть клиентов. Этой стратегии мы будем следовать и в текущем году и постараемся, чтобы показатели роста цен в наших ресторанах также оказались ниже темпов инфляции в стране.

– С какими сложностями вы столкнулись в прошлом году и в целом за период финансового кризиса?

– На нас кризис сказался в меньшей степени, нежели на всей индустрии в целом. Нам помогла выстроенная за годы система поставщиков. Если в самом начале работы в России, 20 лет назад, 80% сырья для нашей продукции поставлялось из-за рубежа, то теперь мы закупаем за границей лишь 20%, 80% обеспечивают российские поставщики. Это позволяет минимизировать влияние изменения курсов доллара и евро по отношению к рублю. Во-вторых, это продуманная стратегия развития и логистики. Дело в том, что мы не открываем рестораны далеко от центров поставок, так как увеличивается транспортная составляющая.

 

– Почему вы не можете локализовать в России 100% производства продукции для ресторанов?

– Учитывая, что за 20 лет работы в России мы локализовали производство 80% продукции внутри страны против 20%, как это было в 1990 году, это уже огромный скачок в развитии. Но мы продолжаем работать в этом направлении. Для примера: картошку и рыбу мы сейчас завозим из-за рубежа и куриную продукцию также закупаем у иностранных производителей. Но уже к концу текущего года я рассчитываю, что мы будем иметь российского поставщика куриного мяса.

 

– То есть картошка, которая вам нужна, в России не производится?

– Пока нет. Нам подходят только определенные сорта, для выращивания которых нужно создавать отдельные сельскохозяйственные предприятия. А если посмотреть на весь технологический процесс от заготовки семян до строительства перерабатывающих заводов, то на это потребуется очень много времени и весьма значительные инвестиции. Но я уверен, что мы найдем решение этого вопроса.

 

– Если с продуктами питания ситуация понятна, то почему тогда всю технику и материалы для внутренней и внешней отделки ресторанов вы также завозите из-за рубежа? В отличие от качественной сельскохозяйственной продукции, ту же мебель ведь у нас уже научились делать?

– Что касается технологического оборудования, то в России производителей, отвечающих нашим требованиям, на сегодняшний день нет. Инженерные системы, необходимые нам, также в РФ не производятся. Поэтому в ближайшее время я не вижу перспектив переориентации «Макдоналдса» на закупки техники внутри страны. Практически 100% высокотехнологичного оборудования, используемого нашими коллегами из сферы ресторанного бизнеса, также завозится из-за рубежа. Что касается мебели и интерьеров, задача локализации производства в РФ уже стоит на повестке дня.

 

– Как вы оцениваете роль менедж­мента «Макдоналдса» в достижении успеха?

– Я напомню, что в 1990 году у нас в России работали более 60 иностранцев, передававших свой опыт вновь набранному персоналу. Сейчас у нас нет ни одного экспата, а многие сотрудники, которые в первом ресторане на Пушкинской площади 20 лет назад стояли у кассы, теперь входят в состав топ-менеджмента «Макдоналдса» в России. Теперь уже работники российского «Макдоналдса» помогают в становлении сетей ресторанов в странах Восточной Европы. Я уверен, что у «Макдоналдса» есть огромное преимущество перед другими представителями отрасли в России именно благодаря нашим кадрам. Это команда единомышленников и профессионалов. С такой командой можно решать любые задачи, стоящие перед компанией.

 

– Не боитесь ли вы конкуренции, ведь опыт «Макдоналдса» для многих российских компаний стал примером создания эффективного бизнеса в сфере быстрого питания?

– В России сама индустрия находится лишь на начальном этапе развития. Поэтому говорить о серьезной конкуренции пока не приходится. Есть огромный потенциал для развития рынка и предоставления на нем новых услуг.

 

– Есть ли у компании планы организовать систему доставки на дом продуктов «Макдоналдс»?

– Нет. Наша стратегия развития предусматривает открытие большего количества ресторанов, чтобы быть как можно ближе к потребителю.

 

– Не могли бы вы поделиться планами «Макдоналдс» в России на текущий год?

– Мы будем открывать новые рестораны и направлять значительные средства на модернизацию уже существующих. Мы будем расширять меню, предлагая больший выбор посетителям ресторанов «Макдоналдс». Мы изменим систему работы «МакАвто», что позволит значительно увеличить скорость обслуживания клиентов.


«Макдоналдс» в России

1990 г. – открытие первого ресторана «Макдоналдс» в Москве

1996 г. - открытие первого «МакАвто»

2002 г. – открытие первого «МакКафе»

2005 г. – введение в меню завтраков

2010 г. – открыт 31 ресторан, введена система оплаты по кредитным картам

2011 г. – на данный момент всего в России принимают посетителей 275 ресторанов «Макдоналдс»