Вне конкурса – вне конкуренции

Московские власти декларируют конкурсный подход к выделению участков под торговые центры. На практике этот принцип соблюдается не всегда: как правило, для получения выигрышных участков компаниям важно установить максимально близкие отношения с городскими властями.

 

Считается, что инвестор, имеющий намерение освоить ту или иную площадку под строительство, определяется при помощи введенной в Москве системы конкурсов.

На деле оказывается, что практика подготовки участка, равно как и конкурсные процедуры от случая к случаю могут достаточно широко варьироваться. Это касается прежде всего распоряжения участками земли для проектов торговой недвижимости. Участниками подобных проектов часто становятся фирмы, в которых город является владельцем контрольного пакета акций. Такого рода инвесторы иногда получают землю в распорядительном порядке.

Вот, например, фирма «Интер МТД». Согласно недавнему решению городской Комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию она получила два земельных участка – в Южном и Северо-Западном округах, исключенных из реестра конкурсных объектов.

Один из участков площадью два с небольшим гектара расположен около третьего кольца, второй, еще больший – так называемый примкадный. На них предполагается построить, если пользоваться языком документа, «магазины-склады кэш энд керри… для продажи товаров по сниженным ценам».

Что имеется в виду, так и непонятно. «Интер МТД» – одна из фирм, под бизнес которых изымаются с конкурсов земельные участки. Кстати, полученные ею участки для розничного бизнеса почти золотые. Что же касается «сниженных цен», то, насколько можно понять, через некоторое время под условным видом некой социальной поддержки в городе появится пара отечественных аналогов недавно открывшихся магазинов Меtro.

Власти явно не собираются ограничиваться такими штучными проектами. Еще в прошлом году было принято постановление правительства Москвы «О развитии сети продовольственных магазинов по продаже товаров по сниженным ценам». Оно предписывает ДГМИ (нынешнее название Москомимущества) и префектам административных округов выделить до конца 2001 года не менее 150 нежилых помещений и 10 земельных участков под строительство магазинов-складов. При этом статус инвестора как арендатора недвижимости устанавливается также достаточно четко: «при расчете арендной платы и коммунальных услуг руководствоваться распоряженем мэра «Об улучшении торгового обслуживания инвалидов и участников Великой Отечественной войны».

 

Зеленый свет для Metro

Изъятие участков – следующий способ обзаведения землей. Одним из прецедентов такой акции стало как раз обеспечение площадок под застройку компании Меtro. Для пришедшего в Москву немецкого ритейлера было довольно оперативно обеспечено изъятие участков на Ленинградском шоссе, 71б и на проспекте Мира, 212.

Земельные участки под проекты создания коммерческой недвижимости имеют для столичных властей серьезное значение. Москва охотно входит недвижимостью в новые бизнесы и поддерживает развитие как своих, так и иностранных ритейлерских компаний.

Не так давно Юрий Лужков на встрече с главой московского отделения компании «Метро Кэш энд Керри» Вальтером Деметцем заявил, что Москва намерена выделить для развития немецкой сети еще 5 – 6 земельных участков. По словам мэра, уже существует перечень объектов на Дорожной, Лыковской и Рябиновой улицах. Кроме того, рассматривается возможность выделить «Метро Кэш энд Керри» участки под строительство магазинов на территории автозавода «Москвич» и предприятия «Московский подшипник».

Что примечательно, московский мэр одной заботой о выделении земель не ограничился, заявив, что рекламная кампания по поводу открытия двух первых магазинов «Метро» была очень вялой и стоит сделать ее более активной. Более того, Юрий Лужков пообещал помочь «Метро» в том, чтобы «сориентировать столичные предприятия и организации на закупку товаров через сеть «Метро Кэш энд Керри». Воистину забота столичных властей о немецком бизнесе не знает границ.

Впрочем, возможно, что немцы со своей концепцией мелкооптовых магазинов появились просто в очень удачное время. В соответствии с постановлением московского правительства о закрытии большей части городских оптовых рынков, в Москве должно высвободиться порядка 1 млн кв. м торговых площадей. Естественно, что столичный мэр при своей общеизвестной неприязни к уличной торговле и нехватке «собственных» ресурсов для масштабного освоения территорий проблемных «оптовок», приветствует появление в Москве цивилизованных форм оптовой торговли особенно горячо.

 

Отнимай и властвуй

В последние месяцы практика изъятий переходит и на жилищное строительство. Относительно недавно у Российской академии естественных наук отобрали весьма приличный кусок земли по Сухаревскому пер., вл. 24. Еще одна заметная акция: изъятие участка площадью почти в гектар у ООО «Группа «Мост». В данном случае речь идет о проекте строительства элитного жилого дома по Новому Арбату, 27 – 29. Причем в данном случае (хотя в результате конкурса должны быть определены заказчик, проектировщик и генподрядчик объекта) муниципалитет забирает стройку себе. То есть после завершения строительства объекта с учетом компенсации по выкупу земли все площади будут переданы городу на реализацию.

В конце ноября Юрий Лужков выпустил специальное распоряжение, которое должно уточнить процедуру отъема участков. В нем предписано внести изменения и дополнения в Положение о городской Комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию. К основным целям и задачам этой комиссии добавляются новые, дающие ей больший оперативный простор в распоряжении землей. Например, ей поручается рассматривать заявки и обращения по вопросам продления сроков строительства. Она же будет рассматривать и готовить предложения по отмене разрешения городской администрации на строительство с расторжением договора аренды земельного участка. По идее это предусмотрено на тот случай, если строительство объекта не завершено в установленные сроки. Однако в условиях, когда процесс оформления документации может оказаться гораздо более длительным, чем строительные работы на объекте, в число нерадивых могут попасть большинство столичных землепользователей.

Единственное существенное отличие жилых проектов в том, что после отъема они проходят процедуру конкурса, хотя и не всегда, причем городские власти не устают это подчеркивать. Недавно Юрий Лужков подписал распоряжение, призванное и вовсе прекратить практику предоставления участков под жилищное строительство на бесконкурсной основе. Формально распоряжение звучит как напоминание о том, что выполнение городской инвестиционной программы строительства жилья организовано по принципу городского заказа, где предусмотрен конкурсный отбор инвесторов, а также, что успешно проведены первые конкурсы, а нарушения их порядка ущемляют интересы города.

Текст становится более понятным, когда дело доходит до исключений. Их два. На бесконкурсной основе предоставляются земельные участки, вошедшие в адресный перечень годовой программы жилищного строительства за счет бюджета города Москвы. Также вне конкурса предоставляются участки департаменту инвестиционных программ строительства в том случае, если финансирование инвестиционного проекта осуществляется в полном объеме (100%) за счет средств целевого бюджетного жилищно-инвестиционного фонда. Отнимаем, передаем и строим. Проекты-то городские, не на конкурс же с ними ходить.