Вне контекста
Мобилизация
Доля российских владельцев смартфонов, которые пользуются мобильным поиском, % |
|
ежедневно |
21 |
еженедельно |
27 |
ежемесячно |
20 |
реже чем ежемесячно |
18 |
никогда |
15 |
Найдя в мобильном поиске локальную информацию, российские пользователи, %
|
|
уточняют маршрут до офиса компании |
57 |
посещают сайт компании |
55 |
звонят в компанию |
47 |
посещают офис (ресторан, банк, офис и т.п.) |
46 |
совершают покупку |
35 |
ничего не делают |
6 |
Источник: Mobile Internet Insights (исследование IPSOS по заказу Google, июнь 2011 г.) |
Интернет-реклама сегодня - весьма динамичная среда, в которой наметился целый ряд новых тенденций. Так, баннеры и всплывающие окошки уже не вызывают особого энтузиазма и используются исключительно для решения конкретных, часто ограниченных по времени и месту задач вроде рекламной поддержки локальных филиалов бизнесов.
"Священная корова" этого сегмента - поиск. "Не существует другого источника, который был бы столь же прогнозируем, прозрачен и управляем, как поисковая реклама, - считает, например, директор по маркетингу онлайн-сервиса Upladder Артем Овсянников. - Она приносит быстрый и прогнозируемый результат. В сравнении с баннерной рекламой прямая эффективность поисковой рекламы в расчете на стоимость полезного действия, как правило, выше. В отличие от рекламы в соцсетях, на поиске вы застаете человека именно тогда, когда ему интересен ваш продукт или услуга, отсюда более высокая конверсия в заказы".
Недаром, по словам отвечающего за развивающиеся рынки вице-президента Google Мохаммада Гавдата, в его компании, например, вносят в поисковые алгоритмы более 500 изменений в год, то есть, грубо говоря, почти по два в сутки. И в самом деле, голосовой поиск, поиск по фотографии и многое другое открывают новые возможности для пользователей - и для рекламодателей, конечно. Как отмечает Мохаммад Гавдат, "поиск не совершенен, но абсолютно фантастичен".
Безусловно, фантастичности ему добавляет массовый переход пользователей на мобильный Интернет и, стало быть, на мобильный поиск и развлечения. По данным eMarketer, в 2011 г. компании потратят на мобильную рекламу в США около $1,23 млрд, тогда как в прошлом году данный показатель составлял только $743 млн, что говорит о росте на 65%. В 2012 году расходы на мобильную рекламу должны вырасти в США на 47% до $1,8 млрд, а к 2015 г. дойти почти до $4,4 млрд, прогнозируют эксперты. Еще одно преимущество мобильного Интернета для рекламодателей - его локальность, то есть возможность рекламировать бизнесы, продукты и услуги, находящиеся в пределах непосредственной досягаемости пользователей с мобильными устройствами. По наблюдениям Google, один из трех поисковых запросов носит именно локальный характер. А практика показывает, что, получив по мобильным каналам информацию о находящихся поблизости бизнесах, пользователи более чем в 70% случаев связываются с ними и в 44% - совершают покупку или сделку. Красноречивая статистика из исследований Google: из европейцев, бронирующих отель через Интернет, 82% делают это в день приезда, часто будучи уже всего в 40-50 км от пункта назначения, и по мобильным каналам - против 45%, бронирующих заранее и через десктопы.
Сходные, хотя пока и не столь ярко выраженные тенденции отмечаются и в России (см. инфографику), что видят рекламодатели. "В том, что касается мобильной рекламы, мы начинаем очень серьезную работу, так как рынок мобильных устройств и, в частности, рынок мобильной рекламы показывает устойчивый рост, и это просто нельзя игнорировать. Мобильные сайты, приложения и сейчас уже достаточно популярны, при всем этом мобильная реклама в большинстве своем пока дешевле обычной десктопной контекстной рекламы", - рассуждает Артем Озерков из специализирующегося на продажах бытовой техники и электроники интернет-магазина "Евробит". "Мобильная реклама - инструмент будущего. Оператор знает о своем абоненте практически все, а значит, рано или поздно рекламодатели получат максимальные возможности таргетирования. Более того, мобильные телефоны - прекрасный способ оплаты услуг. Так, в России далеко не у всех есть пластиковая карта, но уровень проникновения мобильных телефонов очень высок. Возможности оплаты с мобильного счета и его интеграция с банковским активно развиваются, поэтому очень скоро пользователь сможет не только увидеть и кликнуть на мобильное объявление, но и моментально оплатить услугу одним нажатием кнопки телефона. Это идеальная ситуация как для рекламодателя, так и для пользователя", - полагает в свою очередь менеджер интернет-проектов "Лаборатории Касперского" Максим Браверман.
Во все глаза
Тенденции, отмечающиеся сегодня в Европе и США, указывают также на рекордные темпы увеличения объемов рекламы в онлайн-видео. Они, по данным Interactive Advertising Bureau, в первом полугодии 2011 г. составили $891 млрд, что эквивалентно росту на 42%. По данным других исследований, на сегодняшний день в Европе, например, пользователи проводят в поиске лишь 6% времени, но зато 48% европейцев смотрят видео в онлайне. И вряд ли в обозримом будущем этот тренд пойдет на спад: как рассказывает вице-президент Google по глобальным продажам в онлайне Клер Джонсон, каждую минуту каждого дня на YouTube загружается 48 часов видео. "Пользователи все больше времени проводят в социальных сетях, видеохостингах. Поэтому при запуске новых версий наших последних флагманских продуктов был задействован такой канал, как YouTube, - констатирует Максим Браверман. - В рамках кампании мы разместили видеоролик на брендированном канале и использовали сразу несколько доступных на YouTube рекламных форматов: продвигаемые видеообъявления, баннерные объявления, YouTube InVideo. Мы рассчитываем, что "вирусный" потенциал ролика и рекламные возможности YouTube сделают кампанию успешной, но говорить о результатах пока рано".
Хорошо известно, что тренды, обозначающиеся или уже проявившиеся на Западе, через год-два становятся реальностью и на российском рынке, и к ним стоит готовиться уже сейчас.