Вне политики, вне конкуренции
Банк Москвы, входящий в десятку крупнейших банков России, считает, что муниципальный статус не только не мешает его бизнесу, но даже в чем-то помогает. Во всяком случае, за последние месяцы приток частных клиентов в Банк Москвы увеличился. О том, как Банку Москвы (БМ) удалось сохранить свою клиентуру, а также о том, как он развивается сегодня, рассказывают первый вице-президент Андрей Даценко и директор департамента клиентского обслуживания Елена Фурманова.
"Ко": Банк Москвы считают сильно политизированным банком. Влияет ли это на ваш бизнес и на отношение частных вкладчиков к банку?
Андрей Даценко: Мне трудно говорить от лица всех клиентов, но с теми, кого это в какой-то степени беспокоит, мы находим общий язык. Московское правительство, согласитесь, не самый плохой акционер (контрольный пакет акций банка принадлежит правительству Москвы. - Прим. "Ко"), так что нам удается объяснить клиентам, в чем преимущество нашего банка.
Елена Фурманова: Однако о том, что серьезных проблем с банковским бизнесом у нас нет, гораздо убедительнее говорят цифры. Темпы роста остатков на счетах физических лиц в 1999 году гораздо выше, чем в прошлом году, а количество частных вкладчиков выросло почти в три раза, достигнув 43 тыс. человек. Это свидетельствует о том, что доверие к Банку Москвы выросло. Мы ни разу не отказали тем нашим клиентам, кто хотел снять свои средства после прошлогоднего кризиса.
А.Д.: Что же касается политического подтекста некоторых выступлений в СМИ, то я с удовлетворением могу констатировать, что все это никак не сказалось на состоянии счетов наших клиентов - остатки по ним стабильно увеличиваются. Клиенты продолжают доверять Банку Москвы, поскольку их больше интересует его экономическое положение. За год количество отделений БМ увеличилось почти в 2 раза, и теперь их насчитывается 36. Мы занимаемся банковским бизнесом и на территории всей России - от Выборга и Калининграда до Южно-Сахалинска, от Архангельска до Северного Кавказа. Мы купили контрольные пакеты банков "Заречье" в Татарстане и Ижкомбанка, у нас есть свои банки в Мордовии и Краснодаре - в общей сложности по России открыто 33 филиала. Отметая намеки на политическую ангажированность, хочу заметить, что банк, в котором работают профессионалы, нужен любой власти.
"Ко": Вы не могли бы рассказать о федеральной стратегии банка подробнее?
А.Д.: Из крупных российских банков БМ - самый молодой. Естественно, что и региональную экспансию мы начали позже других, в 1996 - 1997 годах. К этому моменту всю корпоративную клиентуру уже "разобрали" крупнейшие банки. Поэтому сначала Банк Москвы обслуживал столичный бюджет, нужды города, а также клиентов, которые так или иначе были связаны с правительством Москвы. Заполучить другую клиентуру сразу было непросто, поскольку конкуренция между банками в столице очень жесткая. Тем не менее банку удалось успешно решить главную задачу - расширить корпоративную клиентуру банка и выйти в регионы. Нам удалось привлечь на обслуживание компании из Северо-Западного, Уральского, Западно-Сибирского и даже Дальневосточного регионов. Мы сумели переключить на себя финансовые потоки многих предприятий, в том числе и не связанных с Москвой. И сегодня у нас не только хорошие позиции во многих регионах, но и хорошая клиентура. Об эффективности нашей региональной политики говорит хотя бы тот факт, что клиентом Банка Москвы и нашего дочернего банка в Казани является лидер по производству вертолетов в России - Казанский вертолетный завод. Нам удалось договориться о долгосрочном сотрудничестве с компанией "Росвооружение". У нас дружеские отношения с местными администрациями и президентами республик. Главное, чтобы экономические интересы банка совпадали с экономическими интересами региональных властей. Наша цель - присутствовать во всех регионах, но не в ущерб экономическому эффекту.
"Ко": А как обстоят дела с вкладчиками обанкротившегося Мосбизнесбанка? Удалось ли БМ получить корпоративную клиентуру МББ?
Е.Ф.: Банк Москвы рассчитался с 95% вкладчиков МББ, в том числе и с региональными. Что же касается корпоративной клиентуры, то большинство из тех, кому удалось сохранить свой бизнес после кризиса, сразу перешли на обслуживание в БМ. А сегодня к нам возвращаются и многие из тех, кто вначале предпочел другие банки.
"Ко": Вы не могли бы подробнее рассказать о взаимоотношениях с "Росвооружением"? Что скрывается за словами "долгосрочное сотрудничество"?
А.Д.: Мы подписали с компанией соглашение на обслуживание внешнеторговых сделок и являемся уполномоченным банком. Это одно из приоритетных направлений развития БМ. К сожалению, "Росвооружение", хотя и имеет счета в Банке Москвы, практически не держит там свои денежные ресурсы. БМ не собирается конкурировать с государственными банками в плане кредитования "Росвооружения" (в этом с ними не может тягаться ни один коммерческий банк). Но мы в состоянии кредитовать отдельные оборонные предприятия, разрабатывать финансовые схемы их сделок и обслуживать экспортно-импортные контракты, а также предоставлять гарантии по кредитам для предприятий ВПК. Мы считаем себя в этих вопросах более мобильными и более профессиональными.
"Ко": Что представляет собой кредитный портфель банка?
Е.Ф.: Кредитный портфель у нас сегодня хороший, существенно лучше, чем был до кризиса . Можно даже сказать, что кредитный портфель кормит нас, потому что у нас хорошая клиентура. В свою очередь, мы делаем все, чтобы в БМ было комфортно любому клиенту. Это для нас святое.