Внимание, газы

08.12.200300:00

Москва нашла брешь в «броне» Европейского союза и теперь готова нанести ему довольно болезненный удар. На встрече Владимира Путина с европейскими бизнесменами советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов* заявил, что Россия не будет ратифицировать Киотский протокол. Угроза принести в жертву Киотский протокол, эту «священную корову» европейских либерал-бюрократов, стала ответным шагом Кремля на ужесточение позиции ЕС во время переговоров о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО).

Переговоры о вступлении в ВТО из года в год развиваются по одному и тому же сценарию: сначала говорится о том, что все основные проблемы решены и вступление состоится в ближайшем будущем, затем разговор заходит об энерготарифах, и вступление откладывается как минимум на год. И так до следующего раунда переговоров.

Однако осенью этого года затянувшийся дебют перешел в острый миттельшпиль. ЕС предъявил России завуалированный ультиматум – повысить внутренние энерготарифы до европейского уровня и согласиться с раздроблением «Газпрома». В случае отказа Россия могла проститься с надеждами на ВТО. Реакция российской власти оказалась весьма быстрой и жесткой. Находившийся в тот момент в Екатеринбурге президент Путин, сравнив эти требования с вмешательством во внутренние дела России, пригрозил ЕС ответными санкциями, не уточнив, правда, тогда их характера. Параметры «встречного иска» стали понятны после недавней кремлевской встречи президента с иностранными бизнесменами. На встрече в Кремле Путин вновь подтвердил неприемлемость для России новых требований ЕС, а экономический советник президента Андрей Илларионов объявил об отказе Москвы ратифицировать Киотский протокол, являющийся главным проектом  европейской дипломатии.

Напомним, что Киотский протокол – это документ, обязывающий подписавшие его страны снизить выброс парниковых газов (углекислого, фторидов, метана, закиси азота).  Страны, которые загрязняют окружающую среду меньше установленных нормативов, согласно протоколу могут продавать квоты на выброс «лишних» газов государствам, превышающим лимиты.

Советник президента Андрей Илларионов, в частности, заявил, что основная выгода, которую Россия может извлечь из ратификации протокола – продажа квот на выброс другим странам – есть ни что иное, как фикция. США, самый крупный потенциальный покупатель, отказались от участия в протоколе. Так же поступила и Австралия. А европейские государства и Япония в настоящее время разрабатывают программы по снижению уровня выбросов. Экономика этих стран находится в стагнации, так что спроса на квоты просто не будет. «Реализация требований Киотского протокола приведет к снижению темпов экономического роста», – подытожил Илларионов, добавив, что представление о возможности для Россия заработать на торговле квотами – «это миф, это заблуждение».

Согласны с президентским советником и эксперты. Президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов считает, что вариант с продажей квот бесперспективен. По мнению эксперта, «США – основной потенциальный покупатель квот – никогда не вернутся в Киотский протокол», а ЕС – весьма несговорчивый партнер в ситуации, когда дело касается России, и вряд ли пойдет на уступки. Выполнение обязательств по протоколу наложит на Россию определенные ограничения. Ратифицировав Киотский протокол, «мы можем просто продать свой будущий экономический рост за цену, которую пока даже не знаем».

Президент Ассоциации независимых центров экспертного анализа Леонид Григорьев полагает, что Россия все же заинтересована в присоединении к ВТО. «Весь мир вступил в ООН. МВФ, МБРР и ВТО. Это нормально. Но обычно в таком положении вещей больше заинтересованы экспортеры готовых, а не сырьевых товаров, так что спешить все же не стоит», – подчеркивает Григорьев. – А резкий тон последних высказываний свидетельствует о том, что секретная дипломатия исчерпала свои ресурсы. Что же касается отказа от ратификации Киотского протокола, то я вообще не уверен в том, что это делается с целью надавить на ЕС. На самом деле экономические выгоды от протокола более чем сомнительны».

Оказавшись перед жестким выбором, европейские чиновники – главные апологеты Киотского протокола, – скорее всего, пойдут на уступки. В конце концов в Брюсселе должны понимать, что отказываться от увеличения цен на энергоносители в Москве не намерены. И если еврочиновники все же не намерены усугублять ситуацию и ставить Евросоюз и Россию на грань серьезного дипломатического кризиса, наиболее жесткие требования будут сняты.


* признан в России иноагентом.