«Внуковские авиалинии» сменили хозяина

24.05.199900:00

Утром 19 мая корреспондент, позвонивший по совершенно рутинному делу в приемную коммерческого директора «Внуковских авиалиний» Александра Климова, был огорошен неожиданным известием: «Такие у нас не работают. И вообще вчера вечером все прежнее руководство отправлено в отставку». Это событие стало, пожалуй, одним из самых неожиданных на российском авиарынке за последние полгода - уж что-что, а власть Татевоса Суринова и его команды во «Внучке» всегда казалась нерушимой. Авиакомпания могла поменять что угодно: планы по развитию парка самолетов, корпоративный имидж, символику, аэропорт - но только не команду Суринова.

Самое пессимистическое видение перемен во «Внучке» присуще людям, имевшим опыт работы в структурах, ранее возглавлявшихся командой старшего (Валентина) и младшего (Александра) Климовых и Татевоса Суринова. В основном это предприятия российского авиапрома. Горькая правда, по мнению собеседников «Ко», состоит в том, что, «выдоив» очередную фирму (вполне легальными, но подчас оригинальными путями), эти предприимчивые бизнесмены тонко чувствуют момент, когда надо уходить. Именно так случилось, например, с КБ Туполева, чьим генеральным директором в середине 90-х был Валентин Климов. По сведениям источников, близких к КБ, практически весь имевшийся у конструкторского бюро авиафлот перекочевал на баланс авиакомпании, возглавлявшейся Александром Климовым, а потом - по крайней мере частично - в ВАЛ. Да и судьба денег, на которые Российский авиационный консорциум, основанный при активном участии Валентина Климова и Татевоса Суринова, должен был развивать авиапромышленность, столь же туманна, как и то, что же такое сам РАК - между прочим, владелец контрольного пакета ВАЛ.

Ни для кого не секрет, что с родным своим аэропортом «Внуково» одноименные авиалинии расстались из-за невозможности и нежелания гасить огромную задолженность перед ним. ВАЛ также имели и имеют большие долги перед системой управления воздушным движением и перед региональными аэропортами, однако при этом, несмотря на катастрофическое падение объемов перевозок, продолжали весь прошлый год летать по совершенно бросовым ценам - чуть ли не в два раза ниже расценок основных конкурентов. Столь откровенный демпинг вряд ли был уместен в условиях общего устойчивого падения продаж авиаперевозок.

Однако кому же досталась «Внучка» - пусть и без денег?

Согласно одной из версий, ВАЛ перешли под контроль группы «Истлайн» - вслед за переходом в аэропорт «Домодедово», контролируемый Дмитрием Каменщиком. Для «Истлайн» «Внуковские авиалинии» с их обширной сетью внутрироссийских рейсов могут стать идеальным дополнением к «дальнобойным» маршрутам «Домодедовских авиалиний» на Дальний Восток, в Среднюю Азию и к открывающимся рейсам «Истлайн» на Германию. Однако в администрации Каменщика пока категорически открещиваются от своей роли в изменении руководства ВАЛ и каких-либо планов покупки авиакомпании, по крайней мере сейчас. Не исключено, что Каменщик в конце концов получит часть «наследства» ВАЛ - хотя бы в счет погашения долгов аэропорту «Домодедово», однако вряд ли в нынешний момент он возьмется за санацию всей авиакомпании.

Между тем существует и другая версия происходящего, связываемая с новым генеральным директором авиакомпании - Владимиром Рубцовым. Рубцов не новичок ни в авиабизнесе, ни во «Внуковских авиалиниях». Начав свою карьеру в представительстве «Аэрофлота» в Мадриде, Владимир Рубцов вошел затем в состав руководства авиакомпании «Алак», а спустя некоторое время оказался на должности коммерческого директора ВАЛ. Впоследствии, однако, он предпочел авиабизнесу бизнес туристический и до последнего времени входил в составе топ-менеджмента ВАО «Интурист», параллельно возглавляя еще одну компанию - «Гала-тур». По непроверенным сведениям, состоявшееся в прошлый вторник собрание акционеров, на котором и произошло «отречение» Суринова и компании от руководства, посетили высокопоставленные представители правительства Москвы. Не исключено, что Татевос Суринов передал контроль над авиакомпанией структурам, близким к холдингу АФК «Система», в состав которой входит «Интурист». Тем более что Юрий Лужков, с которым Суринов весьма близок, неоднократно интересовался возможностью создания муниципального авиаперевозчика. Не исключено, что бывший глава авиакомпании в ближайшее время объявится в одном из кабинетов мэрии, интегрировавшись в дружную команду Лужкова.

Одним словом, все говорит о том, что авиакомпания, так и не выбравшаяся из кризиса, перешла в новые руки. В любом случае первое, что будет необходимо новым владельцам авиакомпании, - это разобраться с долгами ВАЛ любыми способами и пересмотреть маркетинговую политику Суринова и Климова, которая фактически и привела компанию к грани, за которой ее ждало разорение. В любом случае, впереди большие структурные перемены в компании и, вероятно, сокращение количества рейсов и повышение цен на основные маршруты, обслуживаемые «Внуковскими авиалиниями».