«Во всем должна быть интрига»
Андрей Черепенькин, 37-летний гендиректор Черноголовского завода алкогольной продукции (ЧЗАП), за год работы сумел увеличить объемы производства на 30%. В этом ему помогли последовательная инвестиционная политика, жесткость в переговорах с частными компаниями и гибкость в отношениях с государственными.
Черепенькин получил место гендиректора «ОСТ-Алко» в начале 2001 года. Одной из его задач было восстановить объем производства компании.
Неприятности черноголовского водочного завода «ОСТ-Алко» начались летом 2000 года, когда компания «Альфа-Эко» захватила контроль над 50% акций торгового дома Смирновых, разливавшего на «ОСТ-Алко» свою водку «Смирновъ». К концу года «Альфа-Эко» добилась запрета на производство этого брэнда в Черноголовке. По итогам года общие показатели производства завода упали на треть.
Черепенькин сразу начал играть на том поле, где деятельность компании до сих пор была не очень заметна. Он активизировал разработку новых брэндов. В середине 2001 года он зарегистрировал новую компанию «Черноголовский завод алкогольной продукции» и перевел на нее все активы «ОСТ-Алко». Обычно такие трюки совершаются, чтобы оставить на старой компании все долги. Была ли на «ОСТ-Алко» как раз такая ситуация, Андрей Черепенькин сообщить отказался.
Ситуация в отрасли требует от Черепенькина одновременно жесткости и дипломатичности. Летом 2000 года российский водочный бизнес раскололся на две части. По одну сторону оказались «Союзплодимпорт» и РВВК, по другую – государственный холдинг «Росспиртпром». (Правда, они уже год не конфликтуют открыто.)
Черепенькин сохраняет хорошие отношения с обеими сторонами. Недавно он подписал договор с РВВК о розливе водки «Флагман» на мощностях ЧЗАП и одновременно договорился о розливе пробной партии «Столичной» для Минсельхоза, которому подчиняется «Росспиртпром».
Кроме умения ужиться со всеми Андрей Черепенькин обладает еще одним даром. Он, как римский император Юлий Цезарь, может одновременно делать несколько дел. Во время интервью Черепенькин непрерывно просматривал и подписывал бумаги. В какой-то момент я даже не знал, продолжать ли задавать главе черноголовского завода вопросы о водке или любоваться на его аккуратную треугольную подпись с резким росчерком в конце. Психолог сказал бы, что такой автограф должен принадлежать замкнутому и целеустремленному человеку.
Но Андрей Черепенькин после каждого нового вопроса давал точный, иногда язвительный или резкий ответ. Занимаясь бумагами, он ни на секунду не выключался из беседы.
«Акции не продадим»
«Ко»: Нынешнему повышению ваших объемов производства предшествовало падение 2000 года. Тогда объемы «ОСТ-Алко» по сравнению с 1999 годом снизились на 30%. Что послужило причиной?
А. Ч.: В 2000 году объемы упали у всех легальных производителей, поскольку рынок был заполонен дешевой водкой из Кабардино-Балкарии, Осетии.
«Ко»: Каковы были ваши действия по выходу из кризиса?
А. Ч.: Никакого кризиса не было. Нет ничего страшного в том, что одна торговая марка уходит с рынка, а другая приходит. Что касается наших действий, в 2001 году мы в основном инвестировали в производство: строили новый ликероводочный завод, купили спиртовой. На 2002 год запланировали выпуск нескольких торговых марок.
«Ко»: Пожалуй, самый громкий водочный контракт 2001 года в России – ваше осеннее соглашение с РВВК о розливе «Флагмана» в Черноголовке. Когда начались переговоры с РВВК и кто был их инициатором?
А. Ч.: В июне 2001 года такую инициативу проявила РВВК.
«Ко»: И вы столько месяцев не могли договориться?
А. Ч.: Труднее всего было принять решение о цене наших услуг.
«Ко»: Насколько нам известно, РВВК заинтересована в приобретении акций ЧЗАП. О какой доле идет речь?
А. Ч.: Это слухи, которые распространяет сама РВВК. Мы им ничего не предлагали. С их стороны предложения были. Но ни при каких условиях мы акций РВВК не продадим.
«Ко»: Верно ли, что бывший гендиректор «ОСТ-Алко» Сергей Паршов стал сотрудником «Росспиртпрома»?
А. Ч.: Это был лишь один из этапов. Сейчас г-н Паршов возглавляет наш спиртзавод.
«Ко»: У вас возникли разногласия с «Росспиртпромом»?
А. Ч.: Почему сразу разногласия? Просто у нас появилась необходимость в профессиональном менеджере, который возглавил бы наше производство спирта. А с «Росспиртпромом» у нас хорошие отношения.
«Ко»: Кстати, как вы отнеслись к его созданию?
А. Ч.: Не вижу ничего плохого в том, что государство попытается сосредоточить в своих руках те государственные региональные заводы, которые еще не умерли, потому что губернаторы не дали им умереть. Ведь кроме «Росспиртпрома» останутся и крупные частные производители. На рынке будет разумная, здоровая конкуренция.
«Ко»: В 2001 году предприятия «Росспиртпрома» произвели 40% всего объема российской водки. Вы не боитесь, что, сконцентрировав в одних руках столько мощностей, он задавит вас?
А. Ч.: Нет. Выбор все равно делает потребитель.
«Ко»: Как отнесся Зивенко к тому, что ЧЗАП будет разливать «Флагман»?
А. Ч.: Думаю, лучше спросить у самого Зивенко. А что смущает вас в отношениях ЧЗАПа и РВВК?
«Ко»: Интересы РВВК и «Росспиртпрома» иногда противоречили друг другу. Когда в 2000 и 2001 годах власть на заводе «Кристалл» попадала в руки противников Зивенко, РВВК каждый раз получала контроль над дистрибуцией кристалловской водки. Да и раскол водочной ассоциации РОСПА…
А. Ч.: На брэнде «Флагман» мы зарабатываем деньги. В 2002 году РВВК всем объемом производства переходит на наш завод. Ну и что? Я не вижу здесь никаких противоречий государственным интересам. Мы не владельцы «Флагмана», мы всего лишь предоставляем услуги по розливу. Только бизнес – никакой политики.
«Ко»: Вы выполнили заказ Минсельхоза на розлив водки «Столичная», которую государство пытается отнять у «Союзплодимпорта» (СПИ). Какова ваша позиция в споре Минсельхоза и СПИ? Кто, по-вашему, должен контролировать выдачу лицензий на производство этой водки?
А. Ч.: Мы на стороне государевых интересов. Лицензирование производства «Столичной» должно контролировать государство.
«Ко»: Но госконтроль может привести к размытию брэнда, как это уже было в 1990-х годах.
А. Ч.: Ни в коем случае. Неправильная политика тех чиновников, которые управляли этим брэндом, привела к тому, что сейчас эту водку производят все кому не лень. И государство от этого ничего не получает. Если бы управление было правильным, то сегодня государство контролировало бы эту марку и зарабатывала на ней деньги.
У водки должен быть постоянный вкус»
«Ко»: Каковы объемы производства в 2001 году?
А. Ч.: Всего алкогольные подразделения группы «ОСТ» произвели 1,8 млн дал алкогольной продукции (1 дал = 20 бутылок по 0,5 литра. – «Ко»).
«Ко»: Сколько процентов от общего производства составляют ваши брэнды?
А. Ч.: Практически вся производимая водка наша. «Флагман» только начинает разливаться.
«Ко»: Какая водка самая продаваемая?
А. Ч.: «Богородская».
«Ко»: Вы собирались строить в 2001 году спиртовой завод.
А. Ч.: Мы купили спиртовой завод в Ивановской области в самом начале 2002 года. Туда Паршов и ушел.
«Ко»: Какова сумма сделки?
А. Ч.: Коммерческая тайна.
«Ко»: Когда вы начали строительство ЧЗАПа?
А. Ч.: В 1998 году. К моменту окончания строительства в 2004 году это будет крупнейший в Европе завод мощностью 12 млн дал в год.
«Ко»: Каков объем инвестиций?
А. Ч.: Около $20 млн.
«Ко»: Какие мощности уже запущены?
А. Ч.: До 30 тыс. дал в сутки.
«Ко»: Почему вы решили объединить производства под новым брэндом ЧЗАП?
А. Ч.: Было два завода. Старый, который раньше назывался «ОСТ-Алко», и новый – Черноголовский завод алкогольной продукции. Мы решили не разделять эти брэнды. Не могут два завода, принадлежащих одной компании, находящихся в одном населенном пункте, называться по-разному.
«Ко»: А почему вы решили взять новое название, а не оставить «ОСТ-Алко»?
А. Ч.: Есть раскрученный брэнд – «Черноголовка». Покупателю понятнее, когда в названии звучит это имя.
«Ко»: То есть от «ОСТ-Алко» вы отказываетесь?
А. Ч.: Нет. Вывод этого брэнда мы откладываем на более позднее время. На бутылках пока указаны оба названия.
«Ко»: Складывается впечатление, что ваша стратегия – инвестиции в производство, а не в создание новых марок.
А. Ч.: У водки должны быть постоянный вкус и качество, она должна выпускаться на хорошем оборудовании, с соблюдением технологии. На сегодняшний момент все это у нас уже есть. Возник вопрос, куда вкладываться дальше. И мы вложились в «Шустова».
«Ко»: Судя по этикетке и концепции, это аналог водки «Смирновъ»? Тот же «ъ», та же история из XIX века с «поставщиками его императорского величества», даже сорт наливок «Нежинская», входящий в эту серию, тот же.
А. Ч.: Нет, это совершенно самостоятельный брэнд. К его созданию мы подошли в апреле 2001 года. Потомки Николая Шустова обратились к нам с предложением начать розлив этой водки, и мы согласились.
«Ко»: Но ваше согласие обусловливалось снятием «Смирнова» с производства?
А. Ч.: Наше согласие в первую очередь необходимо рассматривать как элемент зарабатывания денег. Мы бы согласились разливать «Шустова» и при «Смирнове».
«Ко»: На кого зарегистрирован брэнд?
А. Ч.: На группу предприятий «ОСТ».
«Ко»: В какой ценовой нише и в каком объеме вы планируете продавать водку «Шустовъ»?
А. Ч.: На полках магазинов водка будет стоить 80 – 100 руб., объем производства – 50 тыс. дал.
«Ко»: Какие еще марки вы планируете запустить в 2002 году?
А. Ч.: «Настоящая», «Русское застолье», «Депутатская». Остальное – по итогам года. Все сразу знать неинтересно, во всем должна быть интрига.