Вода в шоколаде
Логотип британской корпорации Cadbury Schweppes выполнен двумя шрифтами – один для Cadbury, а другой для Schweppes. Ничего удивительного в этом нет: производитель шоколада объединился с производителем газировки только в 1969 году. И хотя у каждого из них были своя история и свои традиции, альянс получился на редкость крепким.
История Cadbury началась в 1824 году, когда 22-летний англичанин Джон Кэдбери открыл магазинчик в фешенебельном районе Бирмингема. Молодой человек был выходцем из влиятельного семейства, занимавшего видное положение в местной квакерской общине. Принадлежность к квакерам – очень важная деталь, поскольку именно это обстоятельство оказало значительное влияние на бизнес-стиль первых владельцев компании. Прежде всего, молодой Кэдбери был убежденным противником пьянства, которое он, как и все квакеры, считал главным источником бедности. Джон Кэдбери всерьез надеялся отучить широкую публику от употребления алкогольных напитков, предложив приятную и безопасную для здоровья альтернативу.
Основными товарами в его магазине были чай и кофе, а в качестве экзотики посетителям предлагали какао и питьевой шоколад, который хозяин готовил собственноручно. Покупателей у Кэдбери было немного – позволить себе дорогой колониальный товар могли только избранные представители высшего света. Но даже при таком раскладе дела у Джона Кэдбери шли неплохо. Очень скоро он стал одним из ведущих торговцев в Бирмингеме. Его магазин привлекал всеобщее внимание: зеркальные витрины и настоящий китаец в национальной одежде за прилавком! Сыграла свою роль и зазывная реклама, которую Кэдбери размещал в бирмингемских газетах.
Все увеличивавшийся спрос на какао и шоколад навел Кэдбери на мысль целиком сосредоточиться на их производстве и продаже, и в 1831 году Джон взял в аренду небольшую солодовню. Идея оказалась удачной – предприятие процветало. В сохранившемся до наших дней прайс-листе 1842 года перечислены уже 16 наименований питьевого шоколада и 11 – какао-порошка. Названия были интригующими: «Испанский шоколад», «Исландский мох» и даже «Шоколад верующего».
Вскоре одной солодовней уже было не обойтись. В 1847 году Кэдбери подыскал фабрику побольше на Бридж-стрит, в самом центре Бирмингема. В помощники Джон взял младшего брата – Бенджамина, и вместе они основали семейную компанию Cadbury Brothers of Birmingham. В 1854-м братья Кэдбери стали официальными поставщиками какао и шоколада для двора королевы Виктории.
Братья-2
Несмотря на заметные успехи, семейный бизнес неожиданно сошел с накатанных рельсов. Партнерство братьев распалось, а в 1861 году Джон Кэдбери вообще отошел от дел «по состоянию здоровья». Разваливающееся предприятие попало в руки его сыновей – Ричарда и Джорджа. Хотя молодые люди уже успели поработать под руководством отца, опыта им явно не хватало. Первые пять лет во главе семейного бизнеса оказались для Ричарда и Джорджа очень сложными – в какой-то момент оба брата всерьез подумывали сменить профессию. Ричард хотел уйти в землемеры, а Джордж и вовсе собирался переехать в Индию, на чайные плантации. Однако добросовестность и упорство, свойственные многим квакерам, не позволили им малодушно поставить крест на отцовском наследстве.
Поворотным пунктом в истории компании стал 1866 год, когда в Голландии был изобретен пресс для отжима масла из какао-бобов. Узнав о новинке, братья Кэдбери рискнули и установили пресс на своей фабрике. Новая технология позволяла выпускать более вкусный и питательный напиток без крахмальных добавок. В рекламе нового продукта гордо сообщалось: «Абсолютно чистый. Следовательно, лучший».
Как раз в это время в британском парламенте обсуждалась проблема подделки продуктов питания. Появление чистого какао-порошка от Cadbury было признано прорывом в производстве какао и реально повлияло на разработку новых законов против фальсификации продуктов, принятых в 1872 и 1875 годах. Все это стало дополнительной рекламой для компании, за счет которой продажи Cadbury значительно выросли.
Фабрика-сад
Дела снова пошли хорошо, и вскоре бизнес перерос фабрику на Бридж-стрит. Надо было подыскивать новое здание, и братья подошли к решению этого вопроса нестандартно. В то время как многие компании стремились обосноваться в деловом центре Бирмингема, Ричард и Джордж решили, напротив, его покинуть. Они мечтали построить «фабрику-сад» в сельском районе с чистым воздухом, где людям было бы приятно работать и жить.
В июне 1878 года нашли подходящее место – поместье Бурнбрук в четырех милях к югу от Бирмингема. Территориально оно было расположено очень удачно: неподалеку от железной дороги и Вустерского канала, связывавшего фабрику с Бристолем, куда прибывали из-за моря какао-бобы. Рядом проходили две крупные дороги, к тому же в поместье был источник чистой воды – непременное условие работы любой фабрики.
Новая фабрика получила название «Бурнвилль». Французский прононс не случаен: с помощью этой нехитрой уловки братья Кэдбери надеялись привлечь дополнительное внимание к своей продукции, поскольку в моде было все французское, да и шоколад с континента считался тогда лучшим.
Первый кирпич в основание Бурнвилля был заложен в январе 1879 года, а уже в сентябре туда прибыл первый поезд с 230 рабочими. Их ожидали не только прекрасно оборудованные рабочие места, но и большой сад, поле для крикета и футбола, площадки для игр, кухня, где можно было готовить и разогревать еду. Позже построили плавательный бассейн и медицинский пункт. На территории фабрики работал даже стоматологический кабинет. Еще до начала строительства братья Кэдбери договорились с местной железнодорожной станцией о специальных скидках для сотрудников, которые ездили на работу из города.
Гордостью Бурнвилля была вечерняя школа, в которой молодые рабочие могли продолжить (а некоторые и начать) свое образование. Ее посещение было обязательным. Программа очень напоминала школьную: арифметика, география, английский язык, но затем по просьбе учащихся к ним добавились прикладные предметы – столярное и гончарное дело и т.п.
В Бурнвилле продолжилась традиция совместных утренних молитв и ежедневных чтений Библии, начатая в 1866 году. От нее отказались только 50 лет спустя, когда количество рабочих выросло настолько, что ни одна аудитория не могла вместить всех сразу.
Полтора стакана молока
Одни лишь превосходные условия труда не помогли бы компании остаться в числе лидеров шоколадной промышленности страны. Нужно было не только держать планку качества, но и поднимать ее на новую высоту. К этому братья Кэдбери также подошли ответственно. В 1880 году с континента был приглашен мастер Фредерик Киншельман, которого на фабрике звали просто Фредерик-француз. Перед ним и бурнвилльскими специалистами была поставлена задача: создать твердый шоколад, который мог бы соревноваться с лучшими образцами из Франции и Швейцарии. (Первые эксперименты по выпуску шоколадных плиток предпринимались еще при Джоне Кэдбери, но по качеству они недотягивали до продукции ведущих европейских фирм и были грубоватыми на вкус.)
Вскоре Cadbury поставила на поток производство высококачественного плиточного шоколада, нуги, конфет, мармелада в шоколаде, карамели и прочих сладостей. Почти все новинки благосклонно встречались британской публикой, а со временем начали привлекать внимание и зарубежных сладкоежек. Первый заграничный заказ поступил в 1881 году из Австралии, и с этого момента география поставок продукции Cadbury стала неуклонно расширяться. Судя по дошедшим до нас документам, шоколад Cadbury был хорошо известен и в дореволюционной России.
После неожиданной смерти Ричарда Кэдбери в 1899 году, руководство компанией фактически перешло в руки представителей третьего поколения семейства Кэдбери. Молодежь в совете директоров (Cadbury Brothers была преобразована в частную компанию с ограниченной ответственностью) ратовала за научную модель управления. При компании были созданы научно-исследовательская лаборатория, рекламный и калькуляционный отделы, отдел продаж, рабочий комитет, пенсионный фонд для сотрудников. Много внимания уделялось дизайну и маркетингу новой продукции.
1905 год стал годом появления хита всех времен и народов от Cadbury – шоколада Dairy Milk. После долгих экспериментов мастерам компании удалось разработать рецепт шоколада с нежным и насыщенным сливочным вкусом, который впервые поколебал господство швейцарцев на рынке молочного шоколада. И по сей день Dairy Milk (в трех своих ипостасях: Dairy Milk, Fruit & Nut и Whole Nut) остается визитной карточкой Cadbury. А его рецепт – «полтора стакана цельного молока на каждые полфунта продукта» – со временем превратился в символ качества, и сейчас «полтора стакана молока» украшают логотип компании.
По данным Cadbury, ежегодно производится более 250 млн плиток шоколада Dairy Milk, а общая прибыль от его продажи перевалила за 100 млн фунтов стерлингов.
Сладкая жизнь
В промежутке между двумя мировыми войнами шоколад перешел из категории товаров роскоши в разряд общедоступных продуктов. В соответствии с этой тенденцией Cadbury была переориентирована на массовое производство шоколадной продукции. В копилке компании стало появляться все больше «народных» брэндов, которые пользовались огромной популярностью как в Великобритании, так и за рубежом: Milk Tray, Creme Eggs, Roses и др.
Еще в 1919 году Cadbury Brothers объединилась с бристольской компанией J.S. Fray & Sons, которая владела самым старым шоколадным брэндом в Великобритании – Fry’s Chocolate Cream (существует и по сей день). А в 1960-х Cadbury заинтересовалась производством нешоколадных сладостей, следствием чего стало приобретение компании Pascall Murray – производителя известных марок леденцов Murray Mints и Pascall Fruit Bonbons.
На протяжении ста с лишним лет Cadbury оставалась семейной фирмой, но в 1962 году – после очередной реорганизации – она превратилась в публичную компанию. На своем рынке Cadbury была одним из бесспорных лидеров, поэтому вполне логичным для компании стало решение искать возможности для роста в других отраслях. В 1969 году состоялась сделка, которая имела не меньший резонанс, нежели мега-слияния сегодняшних дней: Cadbury объединилась с известным производителем прохладительных напитков – компанией Schweppes.
Все дело в волшебных пузырьках
Schweppes подошла к этому слиянию вовсе не бедной родственницей. Ее история еще древнее, чем у Cadbury, и своими корнями уходит в XVIII век. Любопытно, что и основатель Schweppes ставил целью если и не отучить заблудшие души от крепких напитков, то хотя бы сделать их употребление более безопасным.
Иоганн Якоб Швепп, немец по происхождению, державший ювелирную лавку в Женеве, с юности мечтал создать безалкогольное шампанское – с пузырьками, но без спирта. 20 лет экспериментов увенчались в 1783 году изобретением установки для производства газированной воды. Швепп попробовал продавать свой напиток в Швейцарии, но вскоре сообразил, что в Англии спрос на него будет выше, и в 1790 году переехал туда. Англичане славились своим пристрастием к бренди, и Швепп рассчитывал заполнить своей продукцией нишу разбавителей бренди.
J. Schweppes & Co. очень быстро набрала обороты, а ее напиток завоевал такую популярность, что выпускать «газировку» кинулись все кому не лень. Однако превзойти продукцию компании по качеству никто не мог. В 1831 году Schweppes стала поставщиком содовой для королевского двора.
В 1834 году J. Schweppes & Co. была приобретена Джоном Кемп-Уэлчем и Уильямом Эвиллом, которые пополнили ассортимент компании ароматизированными газированными напитками.
В 1870-х годах начался выпуск брэндов Tonic Water и Ginger Ale. Популярности первого немало поспособствовала геополитическая ситуация. Великобритания владела множеством колоний в самых разных частях света, и расквартированные там военные нередко страдали от малярии. Хорошим профилактическим средством считался хинин, но употреблять его в чистом виде было неприятно из-за горького вкуса. В Schweppes придумали смешать хинин, апельсины и сахар в одном напитке. Тоник понравился военным, особенно в Индии, поскольку прекрасно утолял жажду и одновременно защищал от малярии.
В 1886 году Schweppes была преобразована в компанию с ограниченной ответственностью, а в 1897-м впервые выпустила свои акции в открытую продажу.
В ХХ веке рост компании продолжился. К началу второй мировой войны Schweppes стала безоговорочным лидером среди британских производителей прохладительных напитков. Война, естественно, затормозила развитие компании, но уже в 1948 году объем продаж Schweppes превысил довоенные показатели.
Как и Cadbury, Schweppes всегда уделяла много внимания рекламе. В начале 1960-х впервые прошла рекламная кампания «Schhh…», в которой мастерски обыгрывается совпадение названия компании со звуком открываемой бутылки.
Жить-поживать да добра наживать…
Возникшая в результате слияния двух гигантов Cadbury Schweppes выработала единую стратегию по закреплению и упрочению своих позиций на мировом рынке. К середине 1980-х компания окончательно определилась с основными направлениями своей работы (кондитерские изделия и напитки) и начала избавляться от непрофильных брэндов. Параллельно продолжилось присоединение профильных компаний, а также увеличились инвестиции в кондитерское производство на территории других стран, в том числе и в России. Эта политика принесла свои плоды: если в начале 1980-х рыночная капитализация Cadbury Schweppes составляла 525 млн фунтов стерлингов, то в 1993 году компания оценивалась уже в 4,3 млрд фунтов стерлингов. Всего за 25 лет «совместной жизни» доходы компании выросли почти в 20 раз.
Самой крупной сделкой Cadbury Schweppes стало приобретение в 1995 году компании Dr Pepper/Seven-Up, благодаря которой группа занимает сейчас третье место на мировом рынке безалкогольных напитков, уступая лишь Coca-Cola и PepsiCo. В том же году Cadbury Schweppes вышла на четвертое место среди мировых производителей сладостей.
Активность Cadbury Schweppes не снижается и в последние годы. По данным самой компании, с августа 2000 года она потратила на стратегически важные приобретения около 2 млрд фунтов стерлингов. Среди наиболее заметных сделок 2001 года – покупка у компании Pernod Ricard группы безалкогольных брэндов (Orangina, Yoo-Hoo, Pampryl и др.) и производственных мощностей в Европе, Северной Америке и Австралии.
А одна из последних новостей от Cadbury Schweppes – переговоры о покупке датской частной компании Dandy, которые начались в конце апреля. Если сделка состоится, то портфель брэндов Cadbury Schweppes пополнится известными марками жевательной резинки – Stimorol, Dirol и V6.
Cadbury Schweppes в цифрах, $ млн
|
2001 |
2000 |
1999 |
Объем продаж |
8037,0 |
6841,0 |
6950,0 |
Чистая прибыль |
789,0 |
742,0 |
1037,0 |