Top.Mail.Ru
бизнес

Водители такси остались без средств защиты

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Пассажиры и водители отказываются от поездок в такси во время карантина. Службы такси переключились на доставку еды, продуктов, лекарств и курьерские услуги. Об этом объявили крупнейшие агрегаторы услуг — «Яндекс.Такси», Uber, Gett Taxi и «Такси Максим». При этом сервисы не предоставляют водителям ни защитных масок, ни перчаток, ни санитайзеров, узнал журнал «Компания».

«Критически важная услуга»

«Яндекс.Такси» (выручка в 2018 году — 26,7 млрд руб., убыток — 1,7 млрд руб.) с середины марта предлагает не столько возить пассажиров, сколько заказывать еду в родственной структуре — «Яндекс.Лавке», а также доставлять товары из «Вкусвилла», «Азбуки вкуса», и «Леруа Мерлен». Так снижается риск заболеть коронавирусом и развивается доставка у ретейлеров и «Яндекс.Лавки».

Выручка «Яндекс.Лавки» в 2018 году составила всего 42 тыс. руб. Возможно, эпидемия коронавируса станет для подразделения временем роста. В конце 2019 года у сервиса было 50 складов-магазинов, до конца этого года их будет уже 220. Гендиректор сервиса Илья Красильщик сообщил в своем фейсбуке, что 2 апреля открыли три новые «Яндекс.Лавки» (это склады площадью в 150 м2): одну в Санкт-Петербурге и две в Москве.

Доставка — бесконтактная, на каждом заказе — стикер, на котором написана температура человека, собравшего заказ, рассказывает Красильщик. Как быть, если болезнь у сотрудника «Яндекс.Лавки» протекает в скрытой форме без температуры, в компании не уточнили.

«Яндекс.Такси» с середины марта помогает с дезинфекцией автомобилей, а пользователям рекомендует безналичную оплату. Кроме того, «Яндекс.Такси» сделала для водителей бесплатную самодиагностику на пунктах телемедицинского контроля в Москве. Самодиагностика включает в себя измерение температуры и давления, — рассказала «Ко» пресс-секретарь «Яндекс.Такси» Наталья Рожкова. В автопарке появляются машины с внутренней перегородкой. Станет ли это трендом, пока неясно. На вопрос «Ко», обеспечивает ли «Яндекс.Такси» водителей масками и перчатками, в компании не ответили.

Международная компания Gett Taxi изначально занималась доставкой товаров, а не только развозила клиентов. Здесь также предлагают бесконтактную доставку: курьер оставляет посылку у двери. Количество доставок у Gett Taxi удвоилось, но водители недовольны низкими тарифами за свою работу.

ООО «ГетТакси Рус» (выручка в 2018 году — 4,7 млрд руб.) получила госзаказы на перевозку людей пожилого возраста от социальных служб Новосибирска, а также Информационного центра ФАС России, АО «Русатом Хэлскеа» и прочих, в основном госструктур. За четыре года таких контрактов у нее набралось на сумму в 1,7 млрд руб., согласно «Контур.Фокус». Но сейчас перевозить пенсионеров Новосибирска «ГетТакси Рус» не будет из-за обязательной самоизоляции. Кроме того, проект пока не стартовал, пояснили «Ко» в «ГетТакси Рус». У компании нет своих машин, она работает с партнерскими таксопарками. Перед выходом на линию водители проходят медосмотр. «На сегодня наибольшую опасность представляет не водитель, а пассажир, который пользовался такси до вас, считают в Gett, — Поэтому мы постоянно напоминаем водителям о необходимости обеззараживать автомобиль дезинфицирующими средствами». Забота о безопасности водителей ограничивается коммуникацией: масок, перчаток и санитайзеров здесь не раздают.

Такси безопаснее метро

В «Ситимобил» (25 % рынка Москвы, выручка — 1,1 млрд руб., убыток — 3,6 млрд руб.) утверждают, что снабдили водителей антисептическими гелями, салфетками и медицинскими масками, а также организовали стационарные пункты дезинфекции автомобилей. Но водители рассказали «Ко», что никаких защитных средств «Ситимобил» им не выдавала. На просьбу «Ко» прокомментировать это, в компании не ответили. А еще «Ситимобил» предлагает скидки в период эпидемии в 30 %. Возможно, это увеличит лояльность клиентов «Ситимобил»: в соцсетях очень много негативных отзывов о сервисе этой компании.  

Сервис заказов такси «Максим» (выручка — 94,6 млн руб.) теперь тоже специализируется на доставке еды из ресторанов. Водители стали работать закупщиками и курьерами. У компании сейчас два основных тарифа — «Купим и привезем», когда водитель покупает и доставляет лекарства и продукты, и «Курьер» — перевозка документов, небольших посылок или товаров с одного адреса на другой. «Принудительно такие заказы никому не дают, это инициатива исключительно водителя — брать заказ или нет. Если, допустим, вы закажете привезти продукты питания, или лекарства, или товары для детей, то, скорее всего, заказ будет выполнен быстрее. А есть и такие, кто заказывает алкоголь, презервативы, литр водки, пачку сигарет и курочку гриль. Такие заказы обычно очень долго висят», — говорит водитель «Такси Максим» Даут Кахунов.

Такси «Максим» работает в 14 странах мира, в марте компания раздала несколько тысяч масок на Филиппинах, но в России масок для своих водителей в 508 городах не нашла. «Мы готовы их закупить, но их просто нет в продаже», — говорит «Ко» представитель компании Павел Стенников. Безопасность водителей и пассажиров обеспечивают в основном советами. «Это те достаточные меры, которые может соблюдать каждый. В целом такси — гораздо более безопасный транспорт, чем общественный, а при соблюдении пассажиром простых правил риск вообще нулевой», — убежден Павел Стенников.

Большинство сервисов по заказу такси не помогает водителям с обеспечением средствами защиты, хотя именно через дыхание и кашель передается COVID-19. В такси сложно соблюсти и социальную дистанцию в 1,5 м. «Есть формальные заявления, но в реальности никто и никак не помогает. Таксисты пытаются выкрутиться самостоятельно. Многие переключились почти полностью на доставку по двум причинам: боятся заразиться от пассажиров и из-за крайне низкого числа заказов от пассажиров», — комментирует ситуацию координатор сообщества «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов.

Еще по теме