«Вокруг классики есть даже некоторый ажиотаж»
В конце сентября в Германии случился настоящий культурный ажиотаж: в библиотеке обнаружили ноты ранее неизвестной серенады Моцарта. Когда оркестр оперного театра Лейпцига представлял произведение публике, он был вынужден выступить два раза — так много собралось слушателей. О популярности классической музыки в современном обществе журнал «Компания» поговорил с российским пианистом Петром Акуловым. Молодой музыкант, отмеченный многими наградами на родине и за рубежом, в настоящее время студент Оберлинской консерватории, специально летит в Россию из Америки, чтобы дать несколько концертов для московской и нижегородской публики на прославленных сценах, в том числе в знаменитом Концертном зале имени Чайковского. В программе — популярная классика и, конечно, русская музыка, неизменно вызывающая большой интерес во все времена.
— Вне всякого сомнения! Именно в сложные времена интерес к классике, прошедшей испытания столетиями, возрастает. Хорошее исполнение имеет выраженный терапевтический эффект, ведь сам процесс очень похож на медитацию, где каждый находит что-то для себя. Кроме того, в последнее время интерес к академическим видам искусства часто подтягивается новыми модными технологиями, поэтому порой можно заметить неожиданный всплеск интереса как к музыке, так и к отдельным исполнителям. Например, какие-то олдскульные вещи, упомянутые в публичном пространстве, мгновенно набирают большую популярность. Вот выходит сериал «Ход королевы» — и все начинают интересоваться шахматами. С классической музыкой происходит что-то подобное. Наблюдение за такими волнами интереса — очень увлекательный процесс. В нашей стране он особенно заметен во время проведения музыкальных конкурсов, в особенности конкурса Чайковского. Очень хотелось бы, чтобы такой тренд сохранился и дальше.
Я очень благодарен тем энтузиастам, которые привлекают в концертные залы новых слушателей, публику, которая никогда раньше не ходила на концерты. Законодателем мод здесь вне всякого сомнения является Московская филармония, но она, к счастью, не одинока. Такие усилия не пропадают даром и вселяют надежду, что классическое исполнительство будет и дальше процветать.
— В России аудитория совершенно особенная, она моложе и более отзывчивая. В то же время её отличительная особенность — пестрота. Среди публики всегда найдутся и те, кто совершенно не представляют, где оказались, и профессиональные музыканты, умудренные знаниями. По моему опыту, именно такая смесь и дает прекрасный и подчас непредсказуемый результат. За рубежом все более традиционно и предсказуемо. Хотя всегда бывают исключения из правил.
— Да, имеет, невозможно это отрицать. Российские артисты сейчас находится под пристальным вниманием. Возможно, это является дополнительным внутренним стимулом для того, чтобы иметь возможность развеять своим творчеством все сомнения со стороны недоброжелателей. Россия всегда занимала особое место в мире музыки. И сейчас, несмотря на все сложности, нашу музыкальную традицию все равно очень уважают. Российские учебные заведения, исполнительская школа, по прежнему очень высоко ценятся. В американской консерватории, где я сейчас учусь, к россиянам относятся с большим уважением.
Надеюсь, что здравый смысл все же когда-нибудь возобладает, и творческая составляющая нашей профессии окажется более важной, чем национальность или страна происхождения. Гражданство музыканта точно не должно быть решающим фактором. Искусство призвано объединять, и настоящее творчество возможно только в гармонии и взаимном уважении всех и каждого.
— Безусловно! Очень многое определяется культурной средой, традициями, языком и даже возрастом самого исполнителя. Некоторое время назад мне посчастливилось попасть на концерт одного известного молодого русского пианиста. Программа была очень интересной и безукоризненно подготовленной, но в ряде русских пьес было совершенно невозможно узнать русскую плясовую. Существует масса ярких колоритных образов, например, «Картинки с выставки» Мусоргского, которые очень сложно воссоздать зарубежным музыкантам, потому что все они выстроены на внутренних ощущениях исполнителя, которые почти никак формально не регламентированы композитором. Это в полной мере относится и к тем случаям, когда русским музыкантам нужно играть европейскую музыку.
Замечу, что любое творчество предполагает вдумчивый поиск культурного контекста. Поэтому есть много примеров, когда русская музыка блестяще удается иностранным исполнителям.
— В последнее время, проходя по коридорам консерватории, я замечаю, что большинство аудиторий наполнены музыкой Шопена. И в целом удивляться тут нечему: это новый виток популярности великого композитора, мировое увлечение, а в странах Азии наверное даже ближе к культу.
В России традиционно высокое внимание к нашим композиторам: Чайковскому, Рахманинову, Прокофьеву, Шостаковичу. При этом все отчетливее проявляется тенденция к тому, чтобы открывать какие-то редкие или полузабытые имена. Исполнители часто включают в программы неизвестные произведения, собственные сочинения или обработки. Конечно, русская музыка мне тоже очень близка, но я также люблю играть немецкую и романтическую музыку. Вообще, выбор репертуара очень сложное занятие. Хочется играть очень многое, но к сожалению, приходится в чем-то себя ограничивать. Во время предстоящих концертов, кажется, удалось найти некий баланс, который будет интересен всем.
— В программе моих сольных концертов будет представлена романтическая музыка: Шопен, Шуман и Лист. На мой взгляд, это три самых значительных фигуры романтической эпохи, и три совершенно разных взгляда на музыку. Конечно, готовлю бисы, которые, надеюсь, будут сюрпризом для слушателей. Решение, что играть, обычно принимается в последний момент и зависит от многих факторов.
Конечно, главным событием будет исполнение концерта Прокофьева для фортепиано №3 в сопровождении симфонического оркестра имени Светланова. Для меня это важная премьера, которую я очень жду, и надеюсь, что она порадует московскую публику.
— Косвенное влияние, конечно, есть. Играет значение даже погода. Октябрьская программа сильно отличается по настроению от той, что я играл летом. Впрочем, даже два абсолютно одинаковых концерта нельзя сыграть идентично даже если очень хочется. Каждый выход на сцену совершенно уникален и не похож на другой. Со временем начинаешь понимать опытных мастеров, которые в течение сезона исполняют одну и ту же программу. Она развивается вместе с тобой, открываются открывается тебе и слушателю по новому.
— Искусство и деньги существуют одновременно и вместе, хотя и в разных плоскостях. Мы всегда вынуждены находится в поиске подходящего компромисса. Хорошо, если в таком союзе есть уклон в творчество, но так получается не всегда. Классическое исполнительство — нелегкий способ заработать себе на жизнь, но как мы видим, есть и удачные примеры. Главное — продолжать поиск и упорно работать. За последние годы появилось много мероприятий, имеющих большой успех у публики. А это подразумевает хорошие продажи билетов, привлечение спонсоров и пр.
— Концерты достаточно редко состоят из полностью новой программы. Постоянное разучивание репертуара — это неотъемлемая часть жизни любого концертирующего музыканта. Прежде чем произведение попадает в постоянный репертуар исполнителя, оно вызревает. Сколько времени займет этот процесс зависит от многого, например, насколько близка музыка того или иного композитора исполнителю. Многие пианисты совмещают исполнение новых для себя сочинений с теми, что они играют не первый год.
Что касается репетиций, то много их никогда не бывает. Всегда есть над чем поработать. Требовательность к себе является самым важным критерием. На сцену нужно выходить со «спокойной совестью», как любят повторять педагоги. Сейчас, когда я постоянно нахожусь в другой стране, вдали от дома, для меня исключены «отвлекающие факторы» в виде друзей и семьи, поэтому я провожу за инструментом почти все свободное время.
— У меня была мечта — попасть в класс профессора Станислава Юденича, с которым я познакомился во время одного из музыкальных конкурсов, в котором принимал участие, а он был членом жюри. Он произвел на меня такое сильное впечатление своим неординарным подходом ко всему, что география отошла на второй план, и даже океан не смог помешать её осуществлению. Сегодня у профессора Юденича много по настоящему классных учеников, чьи имена по праву не сходят с афиш ведущих концертных залов по всему миру, и я очень рад стать частью этого закрытого сообщества.
Учеба за рубежом помогает совсем по другому посмотреть на многие привычные вещи, очень обогащает культуру музыкального исполнительства при сохранении тех основ, которые были заложены здесь в России. Не секрет, что пианисты из Азии, Америки, Европы или России совершенно по-разному учатся и интерпретируют музыкальный материал, и как музыканту мне это очень интересно и полезно. Кстати, пользуясь случаем хочу сделать комплимент нашей образовательной системе: в России, определенно, лучшая в мире музыкально-теоретическая подготовка.
— Их много! Но наверное самая важная — стать по-настоящему свободным художником, который может придумывать и реализовать различные творческие идеи. Хочется, чтобы хватило сил — интеллектуальных, эмоциональных и физических — справиться с любым произведением и найти своего слушателя.