«Волга»: новая волна
Автомобили «Волга» возвращаются на рынок после 14-летнего перерыва. Но теперь это не модель ГАЗа, а отдельный бренд — Volga. Серийное производство стартует в 2024 году на площадке, где ранее собиралась Skoda. В основе моделей бренда — разработки китайских производителей. Предыдущая попытка перезапуска советской легенды продлилась всего два года и была свернута из-за низкого спроса и убыточности.
Первые на Volga
Выпуск автомобилей бренда Volga будет запущен на Горьковском автозаводе (ГАЗ) в Нижнем Новгороде. Реализацией проекта занимается АО «Производство легковых автомобилей» (ПЛА). Как сообщили журналу «Компания» в пресс-службе ПЛА, это независимая компания, которая не является юрлицом Горьковского автозавода и не входит в периметр компании ГАЗ.
«Горьковский автозавод передал компании "Производство легковых автомобилей" в аренду производственные мощности контрактной сборки и права на использование бренда», — сообщил представитель нового автопроизводителя.
Одним из первых в ходе ЦИПР-2024 осмотрел новинку и посидел в салоне премьер-министр Михаил Мишустин, а также его заместители.
По словам главы правительства, Volga — «очень симпатичный автомобиль, выглядит современно». Но есть в экстерьере Volga и прямые отсылки к советской классике.
«Автомобили с точки зрения дизайна доработаны с учетом климатических условий, также появились стилистические элементы классических ГАЗ-21, к которым привыкли автомобилисты, в первую очередь — решетка радиатора», — оценил внешний вид новинки автомобильный эксперт Максим Пастушенко.
Планируется выпуск трех моделей — кроссоверов Volga К30 и Volga К40, а также седана Volga C40.
Выпускать Volga будут на площадке, где раньше, пока компания Volkswagen Group не ушла из России, собирали Skoda. Продавать также будут через экс-дилеров Skoda.
С транспорта — на балл
Производство автомобилей Volga в серии начнется в текущем году, а в 2025-м Volga станут выпускать по полному циклу. В ходе презентации представители производителя сообщали о локализации некоторых деталей и коробки передач, но не растолковали, что понимают под полным циклом.
Вопрос локализации затронул и премьер Мишустин — именно с этой точки зрения некоторые элементы Volga не получили его высокой оценки:
«У вас где сделан руль? Китайский? Хочется, чтобы руль был российский. Это же не так сложно, как локализовать коробку и все остальные элементы»,— посетовал Мишустин после знакомства с новинкой.
«Это все будет, но потом, сейчас это все китайское», — объяснил представитель компании АО «Производство легковых автомобилей».
Чем глубже локализация автомобилей — тем выше шансы производителей заручиться господдержкой. Степень локализации оценивается в баллах по системе, введенной в 2022 году постановлением правительства № 719. Чтобы получить господдержку и возмещение части затрат на производство, с 1 января 2025 года автомобили должны набрать не менее 1,4 тысячи баллов.
Неясно, насколько предполагается локализовать производство Volga. Многое тут зависит от условий договора между китайской стороной и отдельной российской компанией (чтобы минимизировать санкционное давление), которая выпускает Volga на площадке ГАЗа. Обычно, по словам Максима Пастушенко, в лицензионных документах четко оговаривается глубина лицензии, определяются сроки и даже возможности строить на этой платформе новые автомобили и вносить свои изменения.
Пока, резюмирует автоэксперт, сложно прогнозировать, как потребитель воспримет новый бренд. «Предыдущий перезапуск под названием Volga Siber просуществовал лишь два года. Задумка была неплохая, но вот команда не смогла реализовать долгоиграющий и жизнеспособный проект», — указал Пастушенко.
«Волга» XXI века
Автомобили «Волга» начали выпускать на ГАЗе в 1956 году — знаменитая модель ГАЗ-21 пришла на смену «Победе». Но в XXI веке некогда легендарная марка переживала не лучшие времена.
В 2003-м Горьковский автозавод запустил проект «Волга» ГАЗ-3115. Модель получила независимую многорычажную подвеску, дисковые тормоза на каждом колесе, реечное рулевое управление с гидроусилителем. При этом автомобиль имел куда меньшие габариты, нежели привычная «Волга». ГАЗ-3115 относился к более низкому классу D. Разработчики рассчитывали, что модель займет нишу «Москвичей», выпуск которых прекратился в 2002 году из-за банкротства Автомобильного завода им. Ленинского комсомола (АЗЛК).
Проект в итоге провалился, так как на организацию серийного производства на тот момент требовалось более $1 млрд, а опыт по выпуску подобных моделей у предприятия отсутствовал. Было выпущено всего несколько экземпляров ГАЗ-3115.
В 2008–2010 годах ГАЗ попытался возродить «Волгу» и произвел несколькими небольшими партиями среднеразмерный седан Volga Siber на лицензионной платформе Chrysler JR41, Chrysler Sebring и Dodge Stratus второго поколения. На российском заводе изменили внешний вид американской базы, адаптировали авто к климатическим условиям и повысили жесткость подвески. По сведениям «АСМ-Холдинга», всего было выпущено 9 тыс. Volga Siber.
Низкий спрос и убыточность производства стали главными причинами свертывания проекта, рассказывали тогда представители ГАЗа. Производство «Волги» на заводе остановили 31 октября 2010 года.