Волна отставок докатилась от Мюнхена до Турина

17.12.200100:00

Смена руководства в мировых автомобильных компаниях приобрела характер эпидемии. После отставок первых лиц Volkswagen и Daewoo «кадровая лихорадка» докатилась до BMW и FIAT.

Первым неожиданно для всех попросил освободить себя от обязанностей председателя правления глава BMW AG 58-летний профессор Иоахим Мильберг. Свой пост Иоахим Мильберг передаст в мае следующего года на очередном собрании акционеров 55-летнему Гельмуту Панке, который ныне занимается финансовыми делами компании. Преемник Мильберга прославился тем, что, будучи руководителем североамериканского подразделения BMW, за пять лет увеличил объемы продаж больше чем в 8 раз – до 93 тыс. машин в год.

Председатель наблюдательного совета концерна BMW AG Фолькер Доппельфельд подчеркнул, что прошение о сложении полномочий было исключительно личной инициативой Иоахима Мильберга: «Под его председательством компания BMW переживает наиболее успешный период своей истории». Заподозрить Доппельфельда в лукавстве трудно – за три года правления Мильберга BMW действительно совершила настоящий прорыв.

В прошлом году прибыль компании выросла на 50% и составила около $1,5 млрд. Итоги этого года еще не подведены, но, по мнению экспертов уже сейчас ясно, что показатели будут улучшены. Курс акций баварского концерна вырос на 11%, что позволяет называть BMW самой успешной немецкой автомобильной компанией 2001 года. По предварительным данным, объемы продаж автомобилей BMW во всем мире выросли на 9% и составили порядка 900 тыс. единиц. Динамика роста продаж практически во всех странах измеряется десятками процентов. Генеральный директор BMW Russland Trading Вольфганг Шлимме на недавней пресс-конференции сообщил, что даже на таких сложных рынках, как Бельгия, Испания и Швеция, рост продаж составил 15 – 20%. Наиболее существенный рост продаж отмечен в странах с развивающимися рынками – таких, как Мексика (60%), Китай (86%). Россия с показателем 83% занимает второе место по темпам роста среди всех рынков BMW в мире.

Под личным руководством Мильберга был запущен в серию люкс-внедорожник Х5, ставший хитом продаж в США. На время его правления пришелся дебют новой «семерки» BMW – модели, которая, по единодушному мнению экспертов, стала этапной не только для компании, но и для всего автомобильного мира. При Мильберге начались продажи новой версии культового Mini – машины, за которой в Европе в буквальном смысле выстраиваются очереди.

История с Mini наглядно характеризует управленческие таланты и прозорливость шефа BMW. Когда в феврале 1999 года Мильберг занял пост главы концерна, сменив на этом посту Бернда Пишетсридера, BMW терпела многомиллионные убытки, связанные с покупкой британской Rover Group. Новому патрону понадобился год, чтобы убедиться в бесперспективности инвестиций в английскую фирму. Весной 2000 года он продал все марки, входящие в состав Rover. Себе немцы оставили права на Mini, и уже сейчас очевидно, что они не прогадали.

Мильберг не совсем внятно связывает свой уход именно с успехами компании: «Сейчас у BMW очень сильные позиции на мировом рынке, и поэтому это лучшее время для серьезного реформирования компании, которое необходимо проводить постоянно». Возможно, реформы отняли у него слишком много сил…

В отличие от BMW кадровые перестановки в FIAT происходят на фоне значительных финансовых потерь. Исполнительный директор компании Роберто Тесторе после пяти лет работы на этом посту по решению административного совета отправлен в отставку. Его место займет Джанкарло Боскетти, до сих пор руководивший компанией IVECO – грузового подразделения группы FIAT.

Итальянский автогигант уже третий год подряд терпит убытки; ожидается, что в этом году их сумма достигнет $200 млн. Смена исполнительного директора – очередной шаг к выходу из кризиса. Компания уже продала часть своих активов на сумму $1,76 млрд, провела дополнительную эмиссию акций на $880 млн. В ближайшие два года будет закрыто или поставлено на реконструкцию 18 заводов (два из них в Италии). Эксперты отмечают, что политика Роберто Тесторе, делавшего ставку на разработку новых моделей (летом он пообещал инвестировать в проектирование 19 новых автомобилей $12 млрд), в нынешней ситуации застоя на автомобильном рынке Европы выглядела чересчур расточительной.