Вольные бакалейщики
На прошлой неделе в Москве открылся первый супермаркет голландской сети Spar. До сих пор крупные западные розничные компании таких магазинов в России не открывали. Крупным отечественным ритейлерам франчайзинговые проекты Spar могут осложнить жизнь, а мелким – дать шанс на выживание.
Что такое Spar
Компания была основана в 1932 году в Голландии как сеть независимых оптовых и розничных торговцев, пытавшихся совместными усилиями удержаться на рынке. Spar – это аббревиатура, которая в переводе с голландского расшифровывается как: «Мы выигрываем благодаря сотрудничеству». За пределы Голландии Spar вышла в середине 50-х, когда была создана компания International Spar. Сегодня Spar является крупнейшей в мире розничной сетью по количеству магазинов – более 18 тыс. в 32 странах. По обороту ($25 млрд в 1999 году) сеть уступает лишь нескольким конкурентам из Европы и США. Наибольший вклад в копилку Spar делают германские, японские и австрийские магазины сети – $6,4 млрд, $3,3 млрд и $3,1 млрд соответственно.
Spar – очень необычная розничная компания. По суммарному обороту своих магазинов сеть входит в десятку мировых лидеров, но при этом не фигурирует среди лидеров отрасли ни в одном рейтинге крупнейших компаний. Дело в том, что Spar – не единая компания с общим управлением и финансированием, а ассоциация независимых оптовых и розничных продавцов, работающих под одной маркой. В каждой стране сетью управляет компания, самостоятельно финансирующая свои проекты и лишь формально зависимая от голландской Spar Central Office (которая владеет маркой и ноу-хау по организации торговли). В России сеть делает уже вторую попытку – в начале 1990-х неудачей закончилось намерение начать бизнес в Санкт-Петербурге финской Spar. Новый супермаркет Eurospar на юге Москвы открыла компания «Спар Ритейл», которую учредил инвестиционный фонд «США –Россия». За три года «Спар Ритейл» собирается открыть в столице 30 магазинов разных форматов. Запланированный объем инвестиций – около $100 млн. (Для сравнения – затраты «Седьмого контитента» на открытие новых магазинов в этом году составят $40 млн.) Самостоятельно компания откроет несколько магазинов крупного формата в столице России, а супермаркеты Spar и небольшие, так называемые магазины по соседству будут создаваться на основе франчайзинга. По замыслу руководства «Спар Ритейл» именно франчайзинговая схема позволит компании быстро вырасти на российском рынке.
Голландские соседи
Российским торговцам, готовым «встать под знамена» голландской сети, предлагается не только известный брэнд, но и технологии, помощь в получении недорогих кредитов, переоборудовании магазинов и управлении ассортиментом. Кроме того, франчайзи сможет закупать товары у поставщиков по так называемым корпоративным ценам Spar, что позволит даже небольшому магазину успешно конкурировать с крупными ритейлерами. При этом, как принято в Spar, клиент сохраняет юридическую независимость: магазин по собственному желанию может как присоединится к сети, так и выйти из нее. «Наш формат «магазин у дома» альтернативен крупным магазинам и как нельзя лучше подходит для Москвы, – говорит исполнительный директор «Спар Ритейл» Олег Бакун. – Ведь покупатель не всегда готов тратить время на дорогу до супермаркета и обратно». Как утверждает Бакун, в Москве насчитывается более 4000 магазинов, которые подходят под формат «соседских», то есть являются потенциальными франчайзи Spar. Для таких «одиночек» присоединение к международной сети – шанс избежать разорения под натиском мощных сетевых структур – таких, как «Седьмой континент», «Перекресток» или «Копейка». Естественно, «Спар Ритейл» не собирается передавать торговую марку всем, кто пожелает. Скидки скидками, а платить за пользование брэндом и за переоборудование магазина в соответствии с требованиями международных стандартов собственникам магазинов все равно придется. За последние два месяца в «Спар Ритейл» обратились 100 с лишним торговых фирм. В итоге же до конца года под вывеской Spar будут открыты два франчайзинговых супермаркета. По проектам еще трех супермаркетов компания продолжает переговоры, и эти магазины, скорее всего, заработают уже в следующем году. Всего же в 2002 году «Спар Ритейл» планирует продать франшизу как минимум для десяти супермаркетов Spar. «Франчайзинговые схемы у нас могут быть вполне жизнеспособными, к тому же Spar известна всем как раскрученная марка, – говорит Антон Лаптев, исполнительный директор Национальной торговой ассоциации России. – Другое дело, что условия, на которых они предлагают купить франшизу, очень многие просто не потянут». Александр Самонов, гендиректор компании «Фелма», которой принадлежит московская сеть «Копейка», также согласен с тем, что у Spar могут возникнуть трудности с привлечением партнеров. «Переоборудование торгового помещения площадью 1000 кв. м обходится не меньше чем в $400 тыс. – $600 тыс., а магазинов, способных пойти на подобные траты, не так уж много, – объясняет он. – Тех же, у кого такие деньги есть, может отпугнуть перспектива отказа от привычных черных и серых схем».
Вывеска напрокат
Московские розничные сети могут также утешать себя тем, что их новый иностранный конкурент пока не готов работать с магазинами-одиночками. «Прежде чем открывать «соседские» магазины, нужно создать конкурентоспособную систему дистрибуции, – говорит Олег Бакун. – Мы планируем создать собственный дистрибуторский центр только в конце 2002 года. Супермаркеты для нас интересны тем, что позволяют наработать большой товарооборот. К тому же компании, которые готовы их открыть, уже имеют свои схемы поставок. Пока мы хотим за первые три года отработать механизм открытия магазинов по франчайзингу». Впрочем, за это время достойных внимания «ничейных» магазинов может и не остаться. Отечественные розничные компании также начали расширять свой бизнес по франчайзинговой схеме. В начале августа в Москве открылась первая «Копейка»-франчайзи, в ближайшее время эта же вывеска появится еще на двух магазинах (собственных магазинов у «Копейки» сейчас 16). Компания «Юнилэнд», владеющая сетями «Дикси» и «Мегамарт», создает франчайзинговую сеть «Юнисам», которая уже объединила пять петербургских универсамов. Сейчас «Юнилэнд» ведет переговоры с 19 московскими магазинами, готовыми перейти под марку «Юнисам». По сравнению с международным брэндом отечественные торговые марки смотрятся бледновато. Зато они предлагают более приемлемые в наших условиях варианты сотрудничества. Например, плату за членство в «Юнисам» будут вносить не магазины, а производители, получающие взамен возможность управлять частью ассортимента продавца. «Для нас не так важен стандарт, и мы в отличие от Spar планируем проводить модернизацию магазинов поэтапно, – говорит президент «Юнилэнда» Олег Леонов. – Конечно, с вывеской Spar магазин будет чувствовать себя увереннее, но окупить вложения он сможет не через квартал, как у нас, а лет через пять». Российские ритейлеры скептически оценивают нынешние амбиции «Спар Ритейл». «Реальная сила компании проявляется тогда, когда она занимает конкретную долю рынка, – говорит Александр Самонов. – А Spar только начинает здесь работать». «Мы только приветствуем появление нового конкурента, но я не думаю, что он сильно повлияет на расстановку сил, – заявил «Ко» Владимир Груздев, до недавнего времени возглавлявший совет директоров компании «Седьмой континент». – Финансовые возможности российской Spar гораздо меньше тех ресурсов, которыми обладают сети, работающие под этой маркой на Западе».