Top.Mail.Ru
архив

Волшебные рецепты

Математики с богатым воображением играют важную роль как в политике, так и в бизнесе. Британским политикам приходится напрягать свою фантазию, чтобы найти способ, который мог бы позволить профинансировать обещанные социальные расходы и при этом снизить налоги в преддверии предстоящих выборов. Они говорят о «расточительстве», «эффективности» и «выборе», пытаясь залатать финансовые дыры и соревнуясь друг с другом в перетягивании денег налогоплательщиков с одной статьи расходов на другую. Времени повышать налоги у них уже не осталось.

Министр финансов Гордон Браун в проекте бюджета пообещал сократить 40 000 сотрудников правительственного аппарата, чтобы найти средства на «важнейшие социальные программы», направленные непосредственно на людей. Оппозиционные консерваторы подсчитали, что за счет сокращения расходов на «жирное правительство» (термин консерваторов) и повышения эффективности социальных программ можно сэкономить до 16 млрд фунтов стерлингов. По их расчетам, Министерство финансов может найти 1 млрд фунтов, всего лишь сократив наполовину свой собственный чиновничий аппарат.

Правительство намеревается сэкономить деньги за счет объединения инспекций, контролирующих использование средств на социальные нужды. А ведь именно при этом правительстве инспекции и начали расти как грибы. Тем временем полиция заявляет, что сокращение финансирования серьезно повлияет на ее способность выполнять свои функции. Даже отчет собственного отдела статистики при правительстве свидетельствует о том, что качество оказания услуг в сфере здравоохранения резко упало, с тех пор как лейбористы пришли к власти в 1997 году. Возросшая неэффективность управления съедает большую часть дополнительных средств, направляемых в медицину. Простого выхода из этого круга нет.

Границы между позициями политических партий сегодня очень размыты. Премьер-министр Тони Блэр пообещал ведущим бизнесменам страны облегчить «бюрократическое бремя» и снять ограничения, делающие бизнес более сложным и менее прибыльным, а ведь это как раз то, что всегда ставят в вину лейбористам и подобным им партиям. Процветающий частный бизнес означает больше доходов, больше рабочих мест и больше налоговых отчислений, которые позволят заполнить прорехи в финансировании социальных программ, в том числе и пенсий.

С другой стороны, как сказал мне лет десять назад один потрясенный китайский знакомый, «у вас тут есть очень хорошие законы». Он понял, что некоторые законы и ограничения созданы не только для того, чтобы контролировать людей, как он привык в Китае, но и для того, чтобы помогать им и защищать их. Чтобы применять эти законы, нужны бюрократы, а чтобы оплачивать – налоги. Бюрократы тоже являются избирателями и потребителями. Выкиньте их на улицу, и вы получите новые политические и экономические осложнения. У любых действий могут быть нежелательные побочные эффекты.

Никому не хочется платить больше налогов, чем это необходимо, но большой вопрос, есть ли сегодня действительно «твердые предпосылки для снижения налогов», как утверждает правая Daily Mail. Конечно, высокие налоги буду способствовать тому, что больше рабочих мест будет переведено за границу. Нельзя решать национальные экономические вопросы, не учитывая международную конъюнктуру.

Нет никакого волшебного решения вопроса о налогах и тратах. Население, скептически относящееся к громким заявлениям политиков, будет смотреть только на их дела – сколько они соберут денег налогоплательщиков и на что их потратят. Конечно, сокращать затраты полезно, но если снижение налогов будет означать сокращение социальных программ, то нам стоит подумать дважды.

 

Еще по теме

архив
Социальный заказ
«Россияне должны работать дольше, если хотят получить от государства пенсии», - так решил инициатор пенсионной реформы Михаил Зурабов, ныне возглавляющий Министерство по здравоохранению. По замыслу чиновника женщины будут выходить на пенсию с 60 лет вместо нынешних 55, а мужчины, соответственно, с 63 лет вместо 60. Увеличивая пенсионный возраст, власти тем самым пытаются оттянуть сроки выплат средств пожилым людям на более поздний срок. Дело в том, что уже в 2005 году в связи со снижением единого соцналога дефицит Пенсионного фонда России составит почти 160 млрд рублей, причем со временем эта цифра будет только расти. Однако инициатива Зурабова, от которой, кстати, уже успел откреститься вице-премьер Александр Жуков, вряд ли окажет существенное влияние на де-факто провалившуюся пенсионную реформу.
Социальный заказ