Вооружения «Алмаз-Антей» и ОСК теряют рынок
Прошлый год ознаменовался для российских производителей оружия очередной неудачей. Третий год подряд продажи российских вооружений, по данным SIPRI, показывают падение, причем в этот раз у отечественного бизнеса оно оказалось одним из самых резких в мировом топ-100. Эксперты отмечают, что на продажах российского оружия сказалась пандемия, а также действия Вашингтона, вынуждающие традиционных клиентов России покупать западную технику. Однако ситуацию отказываются называть критичной, а российские власти говорят о стабильном экспорте, объемы которого в этом году не уступят показателям 2019-го.
За ситуацией на мировом рынке вооружений следит Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (SIPRI). Его специалисты подсчитали, что за год российские игроки, входящие в список 100 крупнейших производителей оружия в мире, продали продукции на 26,4 миллиарда долларов. Годом ранее продажи поставили 28,2 миллиарда ― таким образом, показатель сократился более чем на 6%.
«Это свидетельствует о продолжении тенденции к снижению, наблюдаемой с 2017 года, когда продажи оружия российскими компаниями, входящими в топ-100, достигли пика. На долю российских фирм приходилось 5% от общего объема продаж оружия компаниями, входящими в топ-100», ― сказано в публикации.
Кроме того, российские участники рейтинга показали одно из самых резких падений продаж оружия. Например, продажи вооружений «Алмаз-Антея» обвалились на 31%, а Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) ― на 11%.
В то же время мировые продажи оружия увеличились на 3,1%. Крупнейшим поставщиком оружия остаются Соединенные Штаты, компании которых занимают 41 строчку в мировом топ-100, а второе место занимает Китай. Так, на китайские компании пришлось 13% от общего объема продаж в мире, а американские игроки за год продали вооружений почти на 69 миллиардов долларов (+1,5% по сравнению с 2019 годом).
В мировой топ-100 входит всего девять российских компаний. Среди них выше всего располагается «Алмаз-Антей» ― на 17-ой строчке (за год компания потеряла две позиции).
На 21-м месте ― Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), а на 38-месте ― Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).
Помимо них, в списке числятся:
Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»,
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК),
Концерн «Радиоэлектронные технологии»,
Росэлектроника
Холдинг «Вертолеты России»,
Уралвагонзавод.
Причины падения
Авторы исследования выделяют несколько факторов, которые привели к такой динамике. Один из них ― окончание Государственной программы вооружений на 2011-2020 годы. Целью программы было повысить уровень оснащенности армии новой техникой с 10% до 70-80%, в частности, ракетных зенитных войск до 100%.
На эти цели было выделено 19 трлн рублей (для сравнения, объем финансирования предыдущей программы составлял 5 трлн рублей). В 2018 году власти приняли следующую программу ― ГПВ-2027 ― уже на 20 трлн рублей. Она ориентирована в первую очередь на развитие ядерного оружия.
Еще один негативный фактор, на который указали эксперты, ― задержки поставок в связи с пандемией. «Промышленные гиганты были в значительной степени защищены устойчивым государственным спросом на товары и услуги военного назначения», ― уточнила исследователь Программы военных расходов и производства вооружений SIPRI Александра Маркштайнер, оценивая общемировую ситуацию.
При этом в SIPRI отметили, что важным событием в российской оружейной промышленности стала диверсификация продуктовых линеек. На сегодняшний день отечественные компании реализуют политику по увеличению доли продаж в гражданском секторе до 30% от общего объема продаж к 2025 году и до 50% ― к 2030 году.
Расхождение в оценках
Хотя SIPRI уже который год сообщает о неудачах российских поставщиков оружия, официальные лица РФ приводят более обнадеживающие данные. Так, в марте прошлого года замминистра обороны Александр Фомин сообщил, что объем экспорта российской военной продукции в допандемийном 2019 году превысил 15 млрд долларов. Тогда заказчиками российского оружия стали около 50 стран.
«По итогам прошлого года Россия сохраняет ведущие позиции на международном рынке вооружений среди государств ― основных экспортеров продукции военного назначения (...) Объем экспорта продукции военного назначения составил свыше 15,2 млрд долларов США», ― отмечал Фомин.
По оценке Дмитрия Шугаева, директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), в этом году экспорт предварительно составит около 15 млрд долларов. Таким образом, показатель практически не изменится с предыдущего года.
При этом Шугаев отметил, что в этом и следующем годах эксперты ожидают сокращения спроса на 10%. Возвращение мирового рынка к докризисному объему прогнозируется лишь в 2023 ― начале 2024 года.
О расхождении в оценках Шугаева также спрашивал РБК. Глава ФСВТС пояснял, что за разными данными скрываются разные методики подсчета. В России для расчетов используются закрепленные контрактные цены на поставляемое имущество. В то же время SIPRI использует так называемый тренд-индикатор, который имеет примерно одинаковое значение для однотипной продукции.
«Например, все танки — американские, немецкие, французские, китайские, наши — они считают по одной цене, что, конечно же, совершенно неадекватно их реальной стоимости. То есть делается упор на оценку количественной стороны экспорта, что, как подчеркивает сам институт, не может использоваться для оценки экспорта», ― отметил Шугаев.
По его словам, эксперты SIPRI используют только открытые данные, которые не являются полными, и «до конца не учитывают» запчасти и услуги. Шугаев напомнил, что сотрудники SIPRI являются представителями западного полушария, «и без политики тут тоже не обходится».
Давление Запада и пандемии
Падение продаж, которое происходит у российских компаний, сложно назвать затяжным, равно как и критичным, заявил журналу «Компания» военный историк Юрий Кнутов. По его словам, оно прежде всего связано с политикой Запада и давлением США на традиционных покупателей российского оружия.
«В частности, была сорвана сделка с Индией по дополнительной продаже наших истребителей ― вместо них были куплены французские. Целый ряд стран, которые традиционно покупали нашу технику, сейчас вынуждены либо ничего не покупать, либо покупать западную технику под давлением Вашингтона. А где-то мы потеряли контракты из-за Китая, который предлагает схожие системы, которые хуже наших, но продаются по значительно более низкой цене», ― сказал эксперт.
Второй важной проблемой эксперт назвал пандемию. Он напомнил, что внешняя торговля на мировых рынках в связи с ограничениями стала сворачиваться. Из-за этого падает не только экспорт и импорт, но и по всему миру наблюдается галопирующая инфляция. «Кризисные дела, связанные с ковидом, которые перекинулись на экономику, приводят к тому, что общий спрос на вооружения снижается, хотя потребность в них, может быть, и растет», ― признал эксперт.
Учитывая интерес, который проявляется к российской технике, из-за рубежа, в ближайшее время поставки будут только нарастать, полагает Кнутов. «Большой интерес Саудовская Аравия и ближневосточные страны проявили к нашим зенитноракетным системам, учитывая, что американцы, в частности из Саудовской Аравии вывели свои противоракетные комплексы. Однако американцы выкручивают саудитам руки и не дают им покупать наши комплексы, но я уверен, что Саудовская Аравия с удовольствием взяла бы наши С-400 и не расстроилась бы, а была бы в выигрыше», ― отметил эксперт.
Он напомнил, что на маркетинговом продвижении российского оружия сказало и то, что Россия на фоне пандемии пропустила целый ряд выставок, где демонстрируются реальные образцы. Теперь же благодаря вакцинации ситуация улучшится, плюс у России появились системы, привлекательные по цене и качеству ― например, система противоракетной обороны «Абакан».
«Сейчас у нас есть возможность преодолеть некоторые проблемы, связанные с сокращением объема продаж. Мне кажется, в ближайший год-два мы должны не просто выйти на прежний уровень, но и потеснить своих традиционных конкурентов благодаря более высокому качеству и новому предложению», ― заключил Кнутов.