Top.Mail.Ru
архив

Восемь рисков Чубайса

Реформа электроэнергетики, фактически стартовавшая в мае, – самая смелая в истории современной России попытка перестроить целую отрасль. Заинтересованных сторон так много, что учесть все нюансы кажется просто невозможным. Мы взяли лишь один аспект реформы и обнаружили в нем восемь основных опасностей, которые поджидают инициаторов преобразований.

 

Процесс пошел. Государство приняло пакет энергетических законов, на которые будет опираться реформа, а накануне годового собрания акционеров РАО «ЕЭС» совет директоров этого энергетического холдинга одобрил концепцию стратегии на ближайшие пять лет.

Участники процесса тоже всем известны. В первую очередь это государство, рассчитывающее увидеть массовый приток инвестиций в отрасль и получить уже в 2006 году конкурентный рынок электроэнергии. Другая заинтересованная сторона – российские финансово-промышленные группы, владеющие значительными пакетами акций РАО «ЕЭС» и желающие получить создаваемые на базе РАО энергогенерирующие компании (группа МДМ, «Базовый элемент», НРБ и др.). На росте стоимости активов РАО надеются заработать и портфельные инвесторы. Наконец, заметную роль в реформе играют ее непосредственные исполнители – руководители энергохолдинга. Председатель правления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс недавно получил кредит доверия от государства, позволившего продлить его полномочия еще на пять лет. А члены нового состава совета директоров, избранные 30 мая на собрании акционеров и представляющие все четыре группы интересов, смогут влиять на ход реформы в течение целого года.

Один из главных вопросов реформы – как будут делиться так называемые тепловые оптовые генерирующие компании (ОГК), новые юридические лица, которые предполагается создать на базе тепловых электростанций нынешних АО-энерго. Для интересующихся реформой ФПГ это самый лакомый кусок.

Предполагается, что сначала акционеры РАО смогут обменять часть своих акций на акции ОГК. Какая доля подлежит обмену, зависит от того, сколько составляет стоимость активов тепловой «генерации» в совокупной стоимости холдинга. Затем инвесторы нарастят участие в ОГК, купив на аукционе акции новых компаний. Платить они будут на этих торгах не деньгами, а остатками своих пакетов в РАО.

Известие о том, как именно будут распределяться между нынешними акционерами РАО доли в капитале ОГК было воспринято фондовым рынком на ура: капитализация компании за один день поднялась сразу на $1 млрд, до $10 млрд. Однако до полной ясности еще далеко. Вся концепция реформы является не более чем сводом «предложений и предпочтений» руководства энергохолдинга. То же самое можно сказать и про принятые законы из «энергетического пакета». Так что инвесторы, готовые вложиться в российскую энергетику, столкнутся со множеством рисков. Также рискуют и другие заинтересованные в реформе стороны.

Глава аналитического управления ИГ «Русские фонды» Александр Баранов разделяет потенциальные угрозы на несколько групп, относя к главным опасностям для инвесторов риски, связанные с возможностью несправедливого раздела имущества энергохолдинга, и риски «оценки перспектив», возникающие в результате неверных прогнозов о возможных котировках акций РАО. Аналитик группы «Центринвест» Александр Якубов напоминает о рисках, которые касаются всей отрасли и причиной которых являются рост цен на топливо для электростанций и медленный ввод в строй новых генерирующих мощностей. А эксперт ИК «Атон» Александр Корнеев один из главных факторов риска видит в том, что формирование ОГК проходит до создания реального рынка электроэнергии, когда еще не известны будущие тарифы и инвесторы вынуждены делать лишь общие предположения о возможной цене на электроэнергию.

На нашей схеме мы попытались обобщить мнения экспертов и показать возможные риски при реализации только одной части реформы – создания и дальнейшей приватизации тепловых оптовых генерирующих компаний.

Еще по теме