Воссоединение Украины с Россией
В ЭТОМ году Россия предложила партнерам по СНГ перейти к налоговому режиму, который применяется в торговле со странами дальнего зарубежья, то есть взимать НДС в стране назначения. Но с исключениями, касающимися нефти и газа. Для этих основных товаров российского экспорта предлагается сохранить прежний налоговый режим. Российскому бюджету такой маневр, разумеется, на руку, а из стран СНГ в наибольшем проигрыше окажется Украина. Во-первых, она импортирует из России много энергоресурсов, а во-вторых, раньше ее экспортеры были освобождены от уплаты НДС, а теперь конкурентоспособность украинских товаров в России снизится.
Возможностей отвергнуть российскую идею у стран СНГ по сути не было. Но многие обиделись. Крайне раздосадован был Леонид Кучма: украинской власти хотелось бы «узнавать о подобных решениях не из СМИ», «...если бы к нам относились как к партнерам, то с нами советовались бы и ставили в известность» и т.д. На саммите в Минске Украина наряду с Туркменистаном и Узбекистаном не подписала соглашение с Россией. Но теперь нашим нефтяным компаниям, позиции которых на Украине заметно усилились (особенно позиции ТНК и «ЛУКойла»), удалось при поддержке «Газпрома» изменить отношение Кучмы к проблеме. На прошлой неделе Леонид Данилович согласился с тем, что поставки нефти и газа не будут облагаться НДС на Украине.
В этом году экспорт российской нефти на Украину резко вырос: за прошлый год его объемы составили 3,9 млн тонн, а в январе – мае 2001-го – уже 2,5 млн тонн. Эта нефть поставляется в основном для переработки (украинские НПЗ скуплены российскими нефтяниками), но часть ее скрыто реэкспортируется. Российские инвесторы сумели убедить Кучму в том, что при двойном налогообложения нефти и газа Украина могла потерять гораздо больше. Однако в обмен на свою покладистость Украина попросит списать еще какую-то часть «газового» долга.
Из-за хронических трудностей с бензином на Украине уже хотели было отменить и НДС на импортируемые нефтепродукты, но тем же нефтяникам, научившимся использовать иностранную тягу к протекционизму в свою пользу, удалось убедить президента, что это нехорошо. Еще одной победой стало заявление украинского Минэкономики о том, что оно начнет антидемпинговое расследование против импортеров российских нефтепродуктов. Дело в том, что нефтепродукты из России дешевле и иногда лучше тех, что производятся на украинских НПЗ.
Компаниям удалось добиться побед и в Верховной Раде. Внесены изменения в закон «О стимулировании развития сельского хозяйства на период с 2001 по 2004 год», отменяющие льготы по импорту на Украину дизельного топлива. Отменено освобождение украинских аграриев от уплаты таможенной пошлины и других налогов при ввозе ГСМ. Под видом дизтоплива на Украину ввозился бензин, и «ЛУКойлу» с ТНК, сразу выступившим против этого закона, теперь удалось сбить ценовую конкуренцию с «серым» импортом. Их главным аргументом стало анонсированное сокращение производства на украинских НПЗ не менее чем на треть. Второй аргумент – снижение цен на разные виды ГСМ на 7 – 20%, столь приятное украинцам после бензиновых кризисов прошлых лет. Естественно, после устранения конкурентов цены могут стабилизироваться или чуть подрасти.
Все это значительно улучшает позиции компаний, скупивших НПЗ на Украине. Уже в будущем году ГСМ, производимые на контролируемых российскими компаниями украинских НПЗ, могут завоевать до 85% местного рынка. ТНК и «Славнефть» объявили о планах расширения присутствия на украинском рынке, вполне реалистичных за счет вытеснения импортеров, поглощения розничных торговцев нефтепродуктами и наращивания местной переработки.
Наиболее агрессивно ведет себя ТНК, занявшаяся созданием на Украине вертикально интегрированной компании. В юго-восточных и центральных областях Украины «ТНК-Украина» строит сеть АЗС, выбрав в качестве посредников пять местных компаний-операторов. По данным украинского Минтопа, в будущем году «ТНК-Украина» планирует открыть до 600 джобберских АЗС. К этому времени компания намеревается занять до 45% рынка нефтепродуктов. Похожие, хотя и менее масштабные планы у «Славнефти» (порядка 15% рынка). Пока договоры франчайзинга заключены с двумя компаниями. Тем не менее, по мнению украинских экспертов, уже в 2002 году российские нефтяные компании на Украине будут конкурировать только друг с другом. Быстрота завоевания украинского рынка имеет не только объективную природу. Похоже, компании научились и продавать, и работать с властью. Теперь они «показывают зубы», весьма агрессивно действуя на чужом – хоть и до боли похожем на наш – рынке.