Top.Mail.Ru
бизнес

Восторг в промышленных масштабах

Фото: пресс-служба ТМК Фото: пресс-служба ТМК

Промышленный туризм входит в моду. Россияне с энтузиазмом открывают для себя как сыроварни-винодельни, так и хард-форматы — автозаводы и металлургические производства. В 2024 году выходной «у станка» выбрали около 2 млн россиян, а объем рынка промышленного туризма, по оценке НИУ ВШЭ, достиг 15 млрд рублей. Впрочем, для самих предприятий выгода измеряется не только деньгами

Экономика индустриальных впечатлений

Одним из первых водить экскурсии на завод стал Генри Форд — так предприниматель популяризовал новое конвейерное производство и рекламировал автомобили, довольно редкий в то время продукт. И заодно во время этих индустриальных шоу вербовал рабочих. И сегодня промтуризм помогает в маркетинге и PR, в кадровой политике и в повышении инвестпривлекательности. Этим объясняется его популярность среди крупного бизнеса, в том числе компаний реального сектора, на предприятия которых организовать посещения туристов непросто.

Трубная Металлургическая Компания (ТМК) приняла решение системно развивать туризм в момент создания компании, еще 20 лет назад. По словам руководителя направления промышленного туризма ТМК Анны Трепаловой, это — элемент стратегических коммуникаций, с помощью которого бизнес может сохранять историческое и промышленное наследие, рассказывать о социальных и экологических проектах. Наконец — вовлекать в экономический оборот выведенные из эксплуатации производственные объекты.

В самой ТМК считают, что начинать лучше от печки. Точнее — от единственной сохранившейся на Урале доменной печи середины XIX века. Она — ядро музейного комплекса «Северская домна», который создан на Северском трубном заводе (СТЗ), входящем в ТМК. Именно здесь стартует маршрут «Металлургия сквозь века: от кричного молота до цифрового завода».

Экскурсия проходит как по историческим, так и по действующим цехам. Погружаясь с помощью музейных технологий в прошлое, туристы знакомятся с наследием горнозаводской цивилизации Урала, а потом попадают на высокотехнологичное производство и видят, как сегодня льют сталь и делают бесшовные трубы.

Здесь можно воочию увидеть, что представляет из себя современная металлургия: как на реальных заводах внедряются цифровые технологии, экологические ноу-хау, как здесь работают люди.

Северская домна«Северская домна» занимает территорию более 8 тыс. кв. м. После масштабной реконструкции в 2022 году в залах комплекса было создано многофункциональное пространство с мультимедийным оборудованием. Комплекс ежегодно посещают 20 тысяч человек. Фото: пресс-служба ТМК

Открытие маршрута для широкой аудитории состоялось в феврале. Это символичный подарок в честь 165-летия Северской домны и 55-летия музея СТЗ, которые отмечаются в 2025 году.

У жителей Свердловской области музейный комплекс пользуется большой популярностью. «Северская домна» признана достоянием Среднего Урала по итогам конкурса, который ежегодно проводит Общественная палата региона. По словам генерального директора ТМК Сергея Чикалова, музейный комплекс также играет роль культурного центра и способствует не только формированию культурной идентичности, но и популяризации искусства и науки. Благодаря этому компания содействует решению стоящих перед регионом задач — повышению качества жизни и престижа рабочих профессий — и создает условия для дальнейшего развития.

Работу по развитию промышленного туризма в ТМК отметили на федеральном уровне. В 2024 году «Северская домна» стала лауреатом премии «Маршрут построен» в номинации «Промышленный туризм» и заняла призовое место рейтинга «Промышленный туризм: лидеры России — 2024». Уже в этом году музей включен в десятку лучших национального рейтинга «ТОП-25» корпоративных музеев.

Дмитрий Марков

Дмитрий Марков, управляющий директор СТЗ:

Современное металлургическое производство интересно широкой аудитории — не только уральцы, но и жители других регионов и стран хотят увидеть современный и экологичный завод, получить из первых рук информацию о процессе производства стали и труб. СТЗ важно продемонстрировать свои возможности и познакомить с историей отрасли гостей всех возрастов, при этом особое значение эти новые знания будут иметь для молодежи — школьников, учащихся техникумов и вузов. В сочетании с яркими впечатлениями у них возникает чувство сопричастности, ведь каждый десятый полевчанин трудится на СТЗ, поэтому экскурсия может стать отправной точкой в выборе профессии.

Туристические рекорды металлургии

По словам Анны Трепаловой, число промышленных туристов в 2024 году стало рекордным: производственные и музейные площадки компании посетили более 50 тысяч человек, что на 20 % больше, чем в 2023 году.

Туристическая инфраструктура создана на четырех предприятиях ТМК: Волжском трубном, Первоуральском новотрубном, Северском трубном и Челябинском трубопрокатном заводах. Вначале предприятия открывались для партнеров и участников бизнес-миссий. Потом в число гостей стали включаться туристы и школьники — многие из молодых людей, увидев магию живой металлургии, стали пополнять кадровый резерв. По статистике Агентства стратегических инициатив, после подобных экскурсий половина старшеклассников и треть студентов потенциально готовы работать на производстве.

Однако добиться столь впечатляющих результатов непросто. Анна Трепалова подчеркивает, что успех зависит от степени проработанности маршрута. Как и в формировании других турпродуктов, все кроется в мелочах: адаптировать экскурсии под возраст и степень подготовленности аудитории, организовать точки питания и возможность купить сувениры и, что немаловажно для сегодняшних туристов, обустроить безопасные места для фотосъемки на фоне льющегося металла.

Конечно, можно сто раз прочитать, как производят трубы, и столько же раз посмотреть видеоролики, но совсем другое дело — вживую наблюдать с «Высоты-239» на ЧТПЗ за процессами сварки труб большого диаметра. А потом и попробовать себя в роли оператора.

По словам ведущего эксперта факультета городского и регионального развития Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Петра Жданчикова, потенциал промышленного туризма в России еще только предстоит раскрыть. Его многое роднит с приключенческим, историко-культурным и даже экстремальным туризмом. С ростом числа удачных примеров будет увеличиваться и доля промышленного туризма в общем объеме туруслуг, которая в настоящее время составляет скромные 1–3 %.