Война в воздухе

«Аэрофлот» планирует в ближайшие 15 лет кардинально изменить структуру своего бизнеса, а также увеличить долю рынка и объемы выручки. В частности, перевозчик намерен создать чартерного перевозчика и лоукостер. «Планы «Аэрофлота» по созданию чартерной «дочки» вполне реалистичны, – считает руководитель коммерческой службы компании Amargo Роман Крылов. – Примером может быть положительный опыт S7 Airlines (а/к «Глобус»), а также немецкой Lufthansa (а/к Condor). Запуск дочерней чартерной авиакомпании предоставил S7 дополнительные возможности для расширения своего присутствия и позволил увеличить рост прибыли более чем на 30%». Впрочем, существуют и риски. «Вероятно, что в следующем году мы столкнемся с очередными судебными разбирательствами по факту «дележа» топовых направлений между авиакомпаниями «Аэрофлот», «Трансаэро», S7 (а/к «Глобус»)», – объясняет Роман Крылов. Но ни о каком вытеснении других игроков речь идти не может, уверены опрошенные «Ко» эксперты. «Все попытки вернуть монополию «Аэрофлота» на постсоветском пространстве – это выдумки тех, кто, пожалуй, ни разу никуда не летал, – отмечает Роман Крылов. – Посмотрите на наши московские аэропорты. Десятки рейсов, сотни авиакомпаний. Поэтому места под солнцем хватит для всех». Но откуда тогда «Аэрофлот» возьмет те 30%, на которые планирует увеличить свою долю рынка? Маловероятно, что в России авиационным транспортом станут пользоваться намного чаще, так что стратегию развития авиакомпании на ближайшие 15 лет можно смело назвать объявлением войны конкурентам.

 

Роман Ткачук, аналитик ИК «РИК-Финанс»:

«15 лет – достаточно длинный срок, и если рост пассажиропотока будет составлять 10% в год, то увеличение пассажиропотока вчетверо нас ждет уже через 10 лет. Если доходы россиян продолжат расти, то планы «Аэрофлота» выглядят вполне реалистичными. Кроме того, вероятно, в ближайшие год-два «Аэрофлот» присоединит ряд государственных авиакомпаний. После этого его доля на российском рынке составит порядка 35%. Возможно, «Аэрофлот» попытается занять и более 50% рынка. В этом случае он станет монопольным игроком на рынке авиаперевозок (с возможностью увеличения тарифов на перевозки), и, вероятно, претензии появятся у ФАС. Однако, на наш взгляд, об этом можно будет говорить не раньше чем через год: ожидаемое присоединение шести государственных авиакомпаний потребует решения некоторых финансовых и производственных проблем».

 

Виктор Галенко, эксперт ИХ «Финам»:

«Несомненно, существенным элементом реализации данных планов станет вытеснение с рынка ряда мелких игроков. Однако не менее важным фактором, который должен обеспечить такое увеличение пассажиропотока и выручки компании, является прогнозируемый общий рост объема пассажирских авиаперевозок в стране. С его учетом, даже увеличив в разы свои показатели, компания может не достигнуть 50-процентной доли рынка.

Если в процессе борьбы за рынок «Аэрофлот» попытается купить кого-то из крупных игроков, ФАС может вмешаться. Как показывает мировой опыт, укрупнение неизбежно, как бы фетишисты свободной конкуренции ни пытались его ограничивать. Если два конкурента гонят по одному маршруту два полупустых самолета, перелет для пассажиров от этого не может стать ни дешевле, ни комфортнее. Если же крупная компания начинает завышать цены, конкуренцию ей найдется кому составить».