Воздухом единым жив человек
«Как поступит Россия с Киотским протоколом?» Такие заголовки появились в последние дни на первых полосах западных газет.
Очень беспокоящий европейцев вопрос об отношении России к Киотскому протоколу остается, к удовлетворению вашингтонской администрации, открытым. Так расценили в Европе позицию России после серии заявлений советников президента Владимира Путина и представителей российского правительства. Начало полемике положил Андрей Илларионов,* который 3 декабря заявил, что Россия не ратифицирует протокол. Заявил, ссылаясь на то, что протокол не соответствует экономическим интересам страны.
Днем позже заместитель министра экономического развития несколько смягчил позицию, дав понять, что там, мол, будет видно. Что имеется в виду? Прежде всего позиция Европы и Японии, то есть льготы, на которые рассчитывает Россия со стороны двух крупных экономических партнеров в обмен на вожделенную российскую подпись под протоколом.
Понятно, что речь идет о торге, порой весьма жестком, по очень деликатной проблеме, глубоко затрагивающей национальные интересы страны. А поскольку сейчас мяч на стороне России, ясно, что она старается извлечь максимально возможную выгоду для себя. Сейчас ситуация во многом зависит от позиции Москвы, так как надо учитывать, что Киотские соглашения вступают в силу только после того, как их ратифицируют страны с общим выбросом в атмосферу двуокиси углерода, превышающим 55% объема глобальных выбросов. Без подписи России это невозможно, если учитывать, что Соединенные Штаты уже приняли решение не присоединяться к протоколу.
Что произойдет, если и Россия откажется? Все очень просто: ситуация с соглашением вернется в свою отправную точку, в 1995 год (тогда в Киото – древней японской столице – было положено начало международным договоренностям), и мировому сообществу придется с нуля возобновлять переговоры об ограничении выбросов в атмосферу газов, которые приводят к возникновению «парникового эффекта».
Через два года после неоднократных обсуждений и взаимных претензий удалось прийти к соглашению. В соответствии с ним все индустриально развитые страны должны взять на себя обязательство до 2012 года снизить на 5,2% (по сравнению с величинами, зарегистрированными в 1990 году) вредные выбросы в атмосферу.
Мнение научного сообщества о том, что «разогрев» атмосферы Земли вызван исключительно человеческой жизнедеятельностью, неоднократно подтверждалось научными исследованиями. Таким образом признано, что деятельность человека впервые за всю историю Земли может изменить природное равновесие, а это грозит непредвиденными и, возможно, катастрофическими последствиями для будущих поколений.
Посему все политические лидеры мира, делая свои национальные подсчеты (то есть пытаясь понять, каких затрат потребует программа сокращения выбросов), обязаны помнить о затратах на возможные в будущем глобальные стихийные бедствия. Невозможно ограничиться только подсчетом, сколько миллиардов придется потратить на внедрение новых технологий, техническое переоснащение промышленности, поиск чистых источников энергии, решение комплекса социальных проблем в связи с сокращением рабочих мест и т.д. Необходимо осознать последствия своих действий. Президент США Джордж Буш дал понять, что он не намерен брать на себя такую ответственность и считает, что национальные интересы Соединенных Штатов превыше коллективных интересов всего мира.
Он, конечно, заблуждается. Ведь через десять лет воздух, которым будут дышать в Белом доме, станет таким же, как в Индии, Африке и России. Может быть, Буш просто не хочет этого понимать. В любом случае его примеру вряд ли стоит следовать. Войну в Ираке президент тоже развязал единолично, а сейчас вся Америка пожинает плоды его опрометчивых действий. В случае же с Киотским протоколом президентские ошибки могут принести гораздо больше бед всему человечеству.
* признан в России иноагентом.
Еще по теме



