Воздушный бой

14.04.200300:00

«Аэрофлот» всеми силами пытается избавиться от негативного имиджа, преследующего его еще с советских времен. Рассчитывая завоевать сердца и кошельки зарубежных пассажиров, «Аэрофлот» объявил войну хулиганам.

Как следует из официальных заявлений, «Аэрофлот», перевозящий в год около 5,5 млн пассажиров, намерен жестко преследовать нарушителей порядка на своих рейсах «всеми законными методами». Доказывая актуальность проблемы, пресс-служба компании приводит такой случай: «Во время выполнения рейса Москва – Дели пассажир Сингх Харвиндер, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, оскорблял пассажиров и экипаж. При попытке уладить конфликт, Сингх оказал сопротивление бортпроводникам, провоцируя драку. Благодаря действиям бригады бортпроводников этот пассажир был размещен в последнем ряду салона С класса и после посадки в аэропорту Дели сдан местным властям». По данным компании, за три месяца 2003 года «Аэрофлоту» уже тринадцать раз пришлось столкнуться с подобными инцидентами.

С точки зрения мирового рынка статистика российской компании не является аномалией. Так, по словам Джеффа Уонта, директора British Airways по безопасности, в прошлом году на рейсах BA (услугами компании воспользовались 40 млн человек) зафиксировано более 300 инцидентов.

Что же касается «всех законных методов», которые «Аэрофлот» собирается применять к хулиганам, то набор их ограничен. «К сожалению, российское законодательство не позволяет авиакомпаниям лишать буйных пассажиров права летать самолетами и запрещает применять к ним меры физического воздействия. Хулиганы чаще всего отделываются штрафом до 500 руб.», – констатирует начальник пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг.

Так что анонсированную программу стоит воспринимать скорее как еще один этап кампании по улучшению международного имиджа «Аэрофлота». Год назад, пытаясь понять причины низкой популярности среди зарубежных пассажиров, ведущий российский авиаперевозчик заказал специальное исследование британской компании Identica, специализирующейся на создании брэндов. В настоящее время «Аэрофлот» реализует ее рекомендации. Компания уже не разрешает курить на борту, разработала новые программы обслуживания и даже подкорректировала логотип и сменила фирменные цвета. Теперь на повестке дня борьба с воздушным хулиганством. «Борьба с правонарушениями в воздухе – один из элементов глубокой перестройки деятельности «Аэрофлота», элемент ребрэндинга», – говорит аналитик «Объединенной финансовой группы» Елена Сахнова. По итогам прошлого года чистая прибыль авиакомпании выросла с $43 млн до $74 млн. Правда, пассажиропоток ее упал на 6%.

Борьба с правонарушениями на борту является важной частью пропаганды безопасности полетов, проводимой многими авиакомпаниями мира. Например, в США дебошира встретят у трапа полицейские, которые немедленно отправят его за решетку, а затем суд выпишет ему огромный штраф. Имя нарушителя может быть внесено в черный список, и ему больше никогда не продадут билет на самолет этой авиакомпании.

В борьбе с хулиганством многие компании применяют весьма оригинальные методы. «Пассажиру, позволившему себе некорректное поведение по отношению к сотрудникам наземной службы British Airways, вручается «желтая карточка», которая представляет собой предупреждение в письменном виде – рассказывает Джефф Уонт. – Эта схема разработана в British Airways по аналогии с системой желтых карточек в футболе и служит последним предупреждением пассажиру. В случае дальнейшего проявления несдержанности нарушителя порядка не допустят к посадке или вызовут полицию».

«Аэрофлот» пока концентрируется на способах наказания хулиганов. Профилактикой нарушений компания, видимо, займется позже.