Воздушный узел
Заявление министра прозвучало не на пустом месте. В правительстве уже давно прорабатывается идея об управляющей компании для Шереметьево. Инвестиционным консультантом выбран консорциум Credit Suisse – ИК «Тройка Диалог», который в течение 2010 года должен обосновать оптимальный способ консолидации объектов имущественного комплекса аэропорта и предложить механизм привлечения управляющей компании. В предварительном заключении участники консорциума отметили, что «принятие решения по одному аэропорту в Москве ничего не решит, так как в городе создана абсолютно неверная система конкуренции трех аэропортов – между Шереметьево, Внуково и Домодедово, что недопустимо для конкуренции с европейскими аэропортами».
В начале июня первый вице-премьер Игорь Шувалов не исключил продажи государством Шереметьево, хотя вариант сдачи аэропорта в аренду продолжает рассматриваться. И тогда же предположил, что решение вопроса с Шереметьево может привести к приватизации других московских аэропортов – Внуково и Домодедово. «Мы начали с аэропорта Шереметьево, возможно, это предложение расширится. Пока наше первоначальное понимание ситуации таково, что инвесторам может быть интересен в целом Московский авиационный узел, а не отдельно аэропорт Шереметьево», – заявил Игорь Шувалов.
Идея привлечения управляющей компании витает в правительственных кабинетах с 2002 года, но до ее реализации дело так и не дошло. В 2006 г. тогдашний глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Юрчик говорил о планах создания национальной УК для управления российскими аэропортами. Тогда чиновники рассматривали в качестве основного варианта создание компании на основе акционерного общества со 100-процентным участием государства на базе международного аэропорта Шереметьево. В эту компанию предполагалось тогда передать 38 аэропортов, имеющих государственное участие в уставном капитале. В 2007 году гендиректор аэропорта Курумоч предполагал, что все госактивы определенных аэропортов могут быть переданы во вновь созданную властями управляющую компанию по типу, к примеру, Объединенной авиастроительной компании либо под Шереметьево. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина недавно заявила, что управляющая компания может быть и иностранной, и это, возможно, консорциум. Кстати, еще в 2008 г. один из частных акционеров аэропорта Внуково Виталий Ванцев говорил о создании УК «Аэропорт», которая должна была курировать бизнес в регионах. Но этот проект заглох. «Между аэропортами Московского авиаузла шла конкуренция с участием базовых авиаперевозчиков, что приводило к постоянным проблемам, – констатирует ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – Сегодня Минтранс решил воспользоваться сложившейся коньюнктурой, а именно автомобильным коллапсом на Ленинградском шоссе, и усилить свои позиции, создав управляющую компанию».
В целом управляющая компания – это нормальная практика, по такому принципу во всем мире консолидируют аэропортовые активы. Аналогичную форму управления имеет подавляющее большинство аэропортов Западной Европы: крупнейшая компания Aeroports de Paris управляет 14 аэропортами во Франции и за рубежом, оператор трех лондонских аэропортов – компания ВАА – также занимается управлением другими аэропортами в Великобритании, США, Австралии и Италии. Собственниками большинства европейских аэропортов выступают государственные концерны – акционерные общества, а их акционерами являются правительства центральных и местных властей.
«В России также существует положительный опыт работы управляющих компаний, – рассказывает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, – это «Новапорт» и «Базэл-Аэро». Но проблема в том, какие активы передавать в управление и каким образом это будет происходить. Хороший вариант был реализован в Санкт-Петербурге, где аэропорт Пулково – сам инфраструктурный объект – остался в собственности города, а управление аэропортом было передано управляющей компании «Воздушные ворота Северной столицы», которая стала победителем тендера». Таким образом, собственность осталась за городом, а частный инвестор принял на себя обязательства развивать инфраструктуру.
Другое дело, если у аэропортов, как в Москве, разные собственники. В этом случае, по мнению эксперта, договориться безконфликтно практически невозможно. Реально лишь консультативно принимать отдельные решения. Еще вариант – выкупать объект или конфликтовать и судиться. Но не первое, ни второе, ни третье не пойдет на пользу столичному авиаузлу. По мнению Дмитрия Абзалова, управляющая компания невыгодна аэропортам, и они могут пойти на это лишь при одном условии – серьезном финансировании инфраструктуры со стороны государства, на что у собственников нет достаточных средств, и при гарантии автономии действующих авиаузлов.