Top.Mail.Ru
архив

Возьми здесь и оставь там

Компания Hertz – крупнейший в мире игрок на рынке проката автомобилей – была создана двумя американскими предпринимателями, обладавшими тонкой интуицией. В период, когда автомобиль был дорогой игрушкой для богатых, Уолтер Джекобс и Джон Херц сделали ставку на низкие цены, и не ошиблись.

 

У корпорации Hertz два «крестных отца». Первый – выпускник Чикагского университета Уолтер Джекобс. В сентябре 1918 года, когда ему было 22 года, он приобрел несколько автомобилей «Форд-Т» и небольшой участок земли с целью создания собственной компании по прокату авто. Задумка оказалась удачной – уже через восемь месяцев компания Джекобса выросла почти в два раза – парк фирмы составил 20 автомобилей. Через пять лет компания достигла оборота в $1 млн и привлекла внимание Джона Херца, владельца Yellow Cab, Yellow Truck и Coach Manufacturing Company.

 

Такси для бедных

Второму соучредителю – Джону Дэниэлу Херцу – суждено было сыграть более важную роль в истории корпорации. Херц родился в семье малообеспеченных эмигрантов, приехавших в США из небольшого городка Австро-Венгерской империи. В юности Джон совмещал выполнение мелких поручений в газете с профессиональными занятиями боксом. Позднее он стал редактором спортивной колонки в газете Chicago Record. После слияния Chicago Record и Chicago Herald должность, которую занимал Джон Херц, была упразднена, и ему пришлось круто менять сферу деятельности. Он занялся продажей автомобилей и достиг на этом поприще выдающихся результатов. Секрет успеха был прост: когда постоянному клиенту продавали новый автомобиль, из его цены вычиталась часть стоимости старой модели. Таким образом, покупатель выгодно менял машину, а предприниматель «покупал» у клиента подержанную гораздо дешевле. Сейчас такой принцип используют многие автодилеры, но тогда этот подход казался революционным. Единственная проблема состояла в том, что вскоре Херц стал владельцем целого парка устаревших авто, которые было весьма сложно сбыть. Через какое-то время ему пришла в голову идея создать массовый сервис, позволяющий людям с небольшими доходами пользоваться услугами такси. В то время в Америке такси было привилегией богатых, Херц же решил создать в США «народное такси».

Его компания начала предоставлять свои услуги жителям крупных городов в 1907 году. Мало того, что подчиненные Херца брали со своих клиентов существенно меньше денег, они еще и обеспечивали удивительно качественный сервис. Джон дал в газету рекламное объявление, в котором пообещал, что его такси приедет в любую точку города не более чем через десять минут после вызова. Кроме того, бизнесмен ввел непривычно высокие стандарты для сотрудников, он требовал от них постоянно следить за чистотой машин, опрятно одеваться и быть вежливыми.

Чтобы сделать свои машины яркими и узнаваемыми, Херц начал красить их в желтый цвет, это был очень смелый маркетинговый ход, так как в начале прошлого века автомобили были в основном черными. Джон даже не представлял, насколько удачной окажется его идея. Через несколько лет желтые такси стали появляться и у других компаний в больших городах по обе стороны Атлантики. Херц тогда не догадался зарегистрировать торговую марку, о чем впоследствии часто жалел, – это была первая из ошибок, которые он допустил в бизнесе.

В 1915 году Херц с несколькими предпринимателями основал Yellow Cab Company. Для новой компании были куплены семь лимузинов, и это стало второй ошибкой – желтым лимузинам недолго пришлось ездить по улицам Чикаго. Пассажиры жаловались, что машины слишком громоздкие, к тому же проезд на них стоил дороже, чем на старых подержанных авто, которые Херц использовал раньше. Пришлось снова вернуться к маленьким дешевым машинам. Бизнес успешно развивался, парк Yellow Cab Company достиг 40 машин, Джон даже открыл собственный завод по производству автомобилей.

 

Колеса в аренду

В 1923 году Херц заинтересовался лизингом и продажей грузовых и легковых машин. Джекобс с его компанией попал в его поле зрения очень своевременно. Знакомство двух бизнесменов привело к тому, что Херц приобрел фирму Джекобса. Новая компания получила название Hertz Drive-Yourself Corporation.

После этого Джекобс сошел со сцены, и дальнейшей судьбой компании распоряжался Херц. Он с самого начала выбрал правильную стратегию развития бизнеса – действовать в общенациональных масштабах. Такой маркетинг позволял американцам в деловых и личных поездках пользоваться услугами Hertz Drive-Yourself на территории всей страны. Проанализировав поведение своих клиентов, Херц пришел к выводу, что услугами компании чаще всего пользуются люди, прилетающие в другой город на самолете. В 1930 году компания открыла первый пункт проката автомобилей в аэропорту Мидвэй в Чикаго.

Другой удачной находкой компании была идея, что людям намного удобнее возвращать машину не в пункте отправления, а в пункте прибытия. Возможность взять машину в Чикаго, доехать на ней до Вашингтона и оставить ее там дала бы клиентам максимальную свободу передвижений. В 1933 году Hertz впервые предоставила услугу Rent-it-Here/Leave-it-There («Возьми здесь, оставь там»). Сейчас принципу Джона Херца следуют все крупные компании по прокату автомобилей в США и Европе.

Первая зарубежная станция аренды Херца была открыта в Канаде в 1932 году, а первая европейская – во Франции в 1950-м. Hertz появилась в Южной Америке в 1961 году, на Карибских островах – в 1965-м, в Азии – в 1978-м, в Австралии – в 1980-м.

Всего через три года существования Hertz Drive-Yourself Corporation привлекла внимание автомобильного гиганта General Motors. Переговоры окончились тем, что GM купила компанию. После поглощения Hertz Drive-Yourself автомобильным гигантом Джон Херц вошел в совет директоров GM, но роль наемного топ-менеджера ему не понравилась. Он придумал себе новое занятие – создал компанию Omnibus Corporation, занявшуюся налаживанием автобусного сообщения в Нью-Йорке и Чикаго. Бизнесмен создал грандиозный план, согласно которому автобусы должны были почти полностью заменить трамваи на улицах американских мегаполисов.

Деятельность компании была достаточно успешной, но в 1953 Херц опять решил круто изменить направление. Omnibus Corporation вышла из автобусного бизнеса и выкупила у General Motors активы Hertz Drive-Yourself Corporation. В 1954 году компания поменяла имя на Hertz Corporation и вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Это была последняя революция в жизни предпринимателя – в 1961 году он скончался. Кроме главного дела своей жизни – Hertz Corporation – Херц пробовал свои силы в самых разных сферах бизнеса. Руководя компанией, он занимал посты директора First National Bank of Chicago, директора Paramount Pictures Corporation, управляющего партнера инвестиционного банка Lehman Brothers и советника по транспорту министерства обороны США. Как справедливо заметил друг Херца Роберт Леман, едва ли в Америке удастся найти другого бизнесмена, добившегося таких выдающихся успехов в столь различных сферах деловой активности.

 

«Большая тройка». Прокат в стиле VIP

После смерти основателя компания продолжала развиваться и начала осваивать информационные технологии. В 1970 году Hertz открыла самый большой в мире центр аренды автомобилей в Оклахоме, а через год был основан единый информационный центр, позволяющий делать заказы в любое время суток. В 1984-м компания представила рынку систему терминалов с сенсорным управлением Computerized Driving Directions, эти терминалы вскоре появились на всех станциях аренды автомобилей. Теперь клиенты Hertz без труда могли находить оптимальные маршруты для своих путешествий.

В 1987 году Hertz вновь сменила хозяев. На сей раз компания перешла в собственность Park Ridge Corporation, созданной Ford Motor Company совместо с несколькими топ-менеджерами Hertz. В 1988 году к числу инвесторов Park Ridge прибавилась Volvo North America.

В начале 1990-х расклад сил на мировом рынке проката определился достаточно четко. Погоду на нем делали три международных гиганта – Europcar, Hertz и Avis. В этой тройке

Hertz находилась на первом месте по количеству обслуживаемых клиентов, но два ближайших конкурента постоянно пытались сбросить ее с пьедестала. Hertz проигрывала соперникам в ценовой политике и пыталась упрочить позиции за счет более широкого ассортимента машин, большего географического охвата, удобства и быстроты обслуживания. В частности, компания разработала систему Instant Return, которая заключалась в следующем: когда клиент, желающий сдать машину, обращается в один из пунктов проката Hertz, к нему подходит менеджер с карманным компьютером, куда загружена вся информация о текущих операциях по найму автомобилей. Сотрудник находит данные о клиенте, делает соответствующую отметку и забирает машину. Вся операция занимает несколько минут. Несколько позже Hertz представила бортовую навигационную систему NeverLost, содержащую необходимые водителю карты местности и другую подобную информацию. В 1998 году компания совместно с Magellan Corporation начала оснащать свои автомобили системами глобального позиционирования, взаимодействующими с терминалами NeverLost. Теперь клиенты Hertz в любой момент могли получить точную информацию о своем местонахождении.

Таким образом компания, которая, по сути дела, выросла из «народного такси» Джона Херца, превратилась в международную службу проката для верхней прослойки среднего класса. Чтобы угодить своим клиентам компания покупает эксклюзивные модели Jaguar, Rover, Lincoln и Volvo.

В 2001 году Ford Motor, владевшая до этого 81,5% акций Hertz, подписала соглашение о покупке 18,5-процентного пакета акций у сети автопрокатов. Это обошлось Ford в $710 млн. В итоге Hertz целиком перешла во владение автомобильного концерна.

Еще по теме