Возможность для маневра: Henkel включила в соглашение о продаже бизнеса в России пункт об обратном выкупе
Немецкая химико-промышленная группа Henkel уходит из России. Однако компания согласовала с покупателями вариант обратного выкупа своего бизнеса в России, сообщил финансовый директор группы Марко Свобода. Аналогичной схемы придерживаются и другие крупные зарубежные игроки.
На прошлой неделе, 20 апреля, Henkel завершила сделку по продаже своих российских активов консорциуму местных финансовых инвесторов. Среди покупателей — структура владельца производителя лекарств «Фармстандарт» Виктора Харитонина Augment Investments, инвесткомпания Ивана Таврина Kismet Capital Group и компания основателя инвестфонда «Эльбрус капитал» Дмитрия Крюкова Elbrus Services. Сумма сделки составила 600 миллионов евро, или порядка 54 миллиардов рублей.
Финансовый директор компании Марко Свобода сообщил Reuters, что у Henkel останется опцион обратного выкупа. О каком сроке идет речь, он не уточнил.
Henkel работала в России с 1991 года. Компания производила чистящие и моющие средства под брендами «Ласка», Persil, Losk, «Пемолюкс», Vernel и другими. Российский бизнес приносил группе более одного миллиарда долларов ежегодно.
После событий февраля 2022 года руководство Henkel приняло решение свернуть деятельность компании в РФ. Об уходе с местного рынка сообщили в прошлом апреле. В декабре Henkel выделила местный бизнес в независимую компанию Lab Industries. Последняя работает самостоятельно с 1 января 2023-го.
Приоткрытая дверь
Henkel далеко не единственная иностранная компания, которая продала свой российский бизнес, оставив за собой право обратного выкупа. Ранее этой схемой воспользовались французский бренд натуральной косметики и парфюмерии L'Occitane, американская сеть ресторанов быстрого питания McDonald's Corp., автомобильные бренды Renault, Nissan, Mazda, Mercedes-Benz, производитель электроники и бытовой техники Electrolux и другие.
Обратный опцион — контракт, по которому его держатель (часто основатель компании) получает право приобрести (возмездно или безвозмездно) у бизнес-партнера (инвестора или сооснователя) долю в ООО при наступлении тех или иных зафиксированных в договоре условий. Таким образом иностранный собственник может дистанцироваться от местного бизнеса, не теряя при этом права собственности.
Покупателей таких активов можно разделить на три категории: российские стратегические инвесторы (компании и физические лица), инвесторы из дружественных стран и локальный менеджмент.
Отказ в той или иной форме от «токсичных» российских активов стал определяющей тенденцией поведения зарубежных инвесторов в прошлом году. Выход из страны с правом вернуться в будущем через «приоткрытую дверь» в виде обратного опциона — лишь одна из стратегий выживания, популярных среди иностранных компаний в условиях геополитической напряженности, санкций и усложнившейся логистики.
Некоторые игроки решили действовать более радикально: распродали все свои российские активы и разорвали отношения с местными бизнес-партнерами. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, всего насчитывается порядка 120 таких организаций (до начала СВО в стране присутствовало около 1400 иностранных компаний).
Другие же напротив приступили к агрессивному захвату опустевшего рынка. Речь, в частности, идет о китайских производителях техники и автомобилей. Многие и вовсе решили продолжить работать в РФ в прежнем режиме, как это было до февраля 2022 года.
Подробнее о том, почему одни ушли, а другие остались — в материале «Компании».