Возвращение в офшор
Закончился недолгий период, когда на всей территории Российской Федерации действовали единые принципы налогообложения. С момента ликвидации последнего «внутреннего офшора» не прошло и четырех лет. Еще не затихло эхо судебных битв между налоговыми инспекторами и компаниями, которым те «доначислили» платежи, ранее оптимизированные с помощью схем ЗАТО. С января 2006 года в России вновь появляются места, где можно платить налоги по-другому, то есть не как все.
МЭРТ огласило результаты осеннего марафона регионов, подавших заявки на создание особых экономических зон. За ОЭЗ боролось больше половины российских регионов. Из 72 заявок было выбрано лишь 6 проектов, хотя еще накануне конкурса предполагалось, что особых экономических зон в России будет как минимум 10. «Мы начинаем с небольшого количества зон, которые сможем внятно администрировать, – объяснил такие скромные итоги широко разрекламированной акции глава Минэкономразвития Герман Греф. – Надо получить первый опыт и потом двигаться дальше».
Энтузиазм местных властей, которые выступали главными инициаторами возрождения «внутренних офшоров», вполне понятен: создание ОЭЗ обещает заметный приток вливаний со стороны инвесторов, заинтересованных в налоговых и таможенных льготах. Кроме этого они теперь смогут освоить 16 млрд руб., заложенных в бюджете на создание инфрастуктуры ОЭЗ.
Работающие в зонах компании на пять лет освобождаются от налога на имущество и прибыль, не платят таможенные пошлины и НДС при ввозе промышленного сырья. Ставка ЕСН в технико-внедренческих зонах снижена до 14%. По словам замглавы Минэкономразвития РФ Андрея Шаронова, эти льготы позволят компаниям ОЭЗ на треть сократить издержки на начальном этапе бизнеса.
Еще на этапе разработки проект ОЭЗ подвергался яростной критике со стороны Минфина и Таможенного комитета. Высказывались опасения, что ОЭЗ в точности повторят судьбу существовавших в России в 1990-х – начале 2000-х годов закрытых административно-территориальных образований, из-за которых государство понесло убытки на миллиарды долларов. Минувшим летом премьер-министр Михаил Фрадков дал Герману Грефу наказ, что новые ОЭЗ не должны превратиться «в банальную налоговую дыру».
По мнению аналитиков, вероятность использования льгот ОЭЗ в «серых схемах» оптимизации налогов не так уж велика. «Для технико-внедренческих зон этот риск вообще минимален, – считает глава экономической экспертной группы Евсей Гурвич. – Эти зоны очень локализованы – их площадь не может превышать 2 кв. км, а профиль – научные разработки – не дают простора для налоговых махинаций».
Риск возникновения новых офшоров существует лишь в промышленно-производственных ОЭЗ. Экономист УК «Тройка-Диалог» Антон Струченевский считает, что на этот раз «государство подстраховало себя от старых ошибок, детально прописав, кто именно, чем именно и как именно должны заниматься в ОЭЗ. Законом созданы узкие рамки, которые вряд ли позволят компании получать от государства преференции, не отдавая ничего взамен. Хотя, уверен, попытки уйти от налогов через ОЭЗ неизбежны».