Вперед в прошлое
Российское правительство фактически возрождает систему уполномоченных банков, ставшую в середине 1990-х годов символом олигархического капитализма. На минувшей неделе руководитель Федерального казначейства Татьяна Нестеренко поведала на пресс-конференции, что в 2005 году ее ведомство хотело бы возобновить практику размещения депозитов в коммерческих банках. По словам Нестеренко, в будущем году Министерство финансов планирует разработать поправки в Бюджетный кодекс, которые позволят казначейству устраивать конкурсы на размещение депозитов. Если поправки будут приняты парламентом и утверждены президентом, ничто не помешает чиновникам вернуться к излюбленной практике предкризисных времен.
Напомним, что до 1998 года депозиты Министерства финансов – как средства федерального бюджета, так и средства внебюджетных фондов – составляли существенную часть пассивов многих крупных российских банков. У некоторых из них средства бюджета в пассивах превышали 27%. Многие из них, впрочем, потом очень долго фигурировали в нашем списке банков с отрицательным капиталом в банковском рейтинге «Ко». А практика размещения таких депозитов получила неприятную репутацию если уж не «коррумпированной», то по крайней мере вызывающей подозрения в симпатиях чиновников определенным банкам.
Сегодня Татьяна Нестеренко объясняет необходимость возобновления практики размещения депозитов тем, что «ежедневно на счетах Минфина в Центробанке лежат до 200 млрд руб.», которые не приносят министерству никакого дохода. В случае если Минфин получил право управлять этими средствами, они могли бы приносить проценты из расчета 12 – 14% годовых, по оценкам главы казначейства. При этом чиновники не объясняют, зачем, собственно, Минфину зарабатывать какие-либо средства. Ведь министерство – это не коммерческий банк, и оно не должно приносить прибыль. Если у Министерства финансов появляются денежные излишки, которые необходимо размещать на депозиты, а бюджет исправно сводится с профицитом, то, может быть, имеет смысл облегчить налоговое бремя или оставить заработанные деньги компаниям и гражданам.
На той же пресс-конференции глава казначейства озвучила еще одну аналогичную новацию: федеральное казначейство рассчитывает возобновить практику обслуживания средств бюджета коммерческими банками, как это было до банковского дефолта 1998 года. В данном случае объяснение таково: Центральный банк сокращает количество РКЦ по стране, через которые обслуживались счета казначейства, а Сбербанк закрывает свои отделения и филиалы в малонаселенных районах. Поэтому необходимо разрешить коммерческим банкам обслуживать средства бюджетов в этих регионах. При этом с большим трудом верится, что коммерческие банки, ориентированные на прибыль компании, будут открывать филиалы там, где Сбербанк закрывает свои по причине убыточности. На самом деле, как и до кризиса, коммерческие банки будут пытаться всеми силами заполучить крупных клиентов казначейства – таможенные и акцизные платежи, расчеты по атомным контрактам и т.п. И, как и в предыдущие разы, дележ пирога будет сопровождаться большими и маленькими скандалами.