Врач в облаке и нейросеть в лаборатории: по какому пути идет цифровизация медсервисов
В медицину прогресс приходит с некоторым опозданием: все, связанное со здоровьем человека, требует более тщательной и длительной проверки с точки зрения безопасности. О том, какие услуги ждут пациенты и какие онлайн-сервисы им готовы предложить игроки частной медицины, «Компании» рассказал директор по цифровой трансформации ГК «МЕДСИ» Александр Пилипчук.
— Потребитель уже немного избалован опытом других отраслей: привык получать банковские услуги в мобильном приложении, покупать билеты онлайн. Мы очень хотим, чтобы в медицине было так же, и, учитывая, что запрос со стороны пациентов вполне соответствует уровню технологического прогресса, медицина в цифру точно придет.
Вопрос в скорости: отрасль консервативна и зарегулирована, новые форматы и технологии внедряются только после того, как на 100% будет доказана их безопасность.
В мировом масштабе флагман цифрового развития медицины — телемедицина. На этом направлении Россия сильно отстает от других стран в части консервативного ограничения законодательства. В стране законодательно ограничены возможности удаленной постановки диагноза, назначения лечения. Безусловно, телемедицинские сервисы развиваются, но они не превратились в фактор, который существенно изменил здравоохранение. Думаю, что на текущий момент не более 5% консультаций и приемов у нас делается посредством телемедицины.
Но при этом есть много других функций, которые успешно цифровизируются: запись на прием, сheck-in в клинике, составление маршрутного листа, запись на лабораторные исследования и конвертация выписанного рецепта в онлайн-заказ в аптеке. Пациенты МЕДСИ все это уже могут сделать в приложении, и дальнейшая оцифровка всех аспектов клиентского пути будет только нарастать.
— Объем информации значительно вырос: помимо традиционных медицинских документов, таких как протоколы осмотров, результаты анализов, возникает множество немедицинских цифровых следов и дополнительных сведений о пациенте, которые важно хранить. Мы, например, помимо обычных серверов и систем хранения данных, активно используем в партнерстве с несколькими компаниями облачные технологии. Вся информация хранится в защищенном облаке, что позволяет динамически использовать ресурсы. В итоге получается не сильно дорого, очень доступно и, самое главное, масштабируемо под конкретные задачи.
— Компании продолжат копить данные о человеке — формировать его медицинскую и поведенческую историю. Например, информации с различных трекеров будет все больше. Есть даже специальный термин body as a platform, который подразумевает, что установленные на теле различные датчики будут поставлять сведения об организме в формате реального времени.
При этом для медицины из всего этого массива данных ценны только те сведения о самочувствии, на которые врач может повлиять. Поэтому, я думаю, что тему хранения, первичного складывания и обработки данных, так же как их защиту, лучше отдать профильным ИТ-игрокам, благо в России их достаточное количество. Это будет дешевле и обеспечит экспертизу, которую медицинским клиникам вряд ли стоит развивать.
— Реальные сценарии применения искусственного интеллекта уже есть. Первая область, где эти решения появились и сейчас максимально используются в реальных клиниках, — лучевая диагностика. Нейросети помогают врачу оценивать снимки после КТ, МРТ, маммографии или рентгенографического исследования. Эффективность этого способа была доказана во время ковида: ИИ помогал медработникам с быстрой сортировкой изображений и сильно увеличивал качество медицинской услуги.
Другое обширное направление, где пригодится искусственный интеллект, — это работа с протоколами. Например, на этапе контроля качества. Если процесс осуществлять вручную, то эксперты вряд ли смогут проанализировать более 10% протоколов. И эта небольшая доля будет представлять собой случайную выборку. ИТ-решения на основе нейросетей позволяют проверить 100% протоколов и отправить на анализ экспертам только те, которые кажутся подозрительными.
За счет NLP-технологий, которые способны переваривать даже неструктурированный текст, можно проверить, например, соответствие жалоб и анамнеза диагностическому ряду или же исследованиям, которые назначены, сравнить с аналогичными протоколами-бенчмарками. В этом направлении есть очень большой потенциал, особенно с появлением больших языковых моделей, таких как раскрученный ChatGPT.
Суммаризация истории болезни пациента — еще один хороший кейс, где нейросети могут быть просто незаменимы. Иногда у пациента клиники большая история, он уже посетил несколько докторов, сдал различные анализы. И к очередному приему нейросеть может собрать всю важную информацию по истории болезни и подсветить важные моменты для доктора.
Также можно использовать ИИ для создания реалтайм-заметок. Врач надиктовывает протокол, а система не просто переводит речь в текст, а сразу структурирует его по нужным разделам медицинской карты, еще и подсвечивает, если что-то там недостаточно качественно было озвучено. Или дает подсказки по оптимизации терапии.
— Конечно! Это и чат-боты разной степени «умности», которые могут оптимизировать общение с пациентом в голосовых и письменных каналах, это и анализ гарантийных писем, и согласования со страховыми компаниями, при которых нейросеть может определить, входит ли услуга в страховую программу и является ли случай страховым. Новые сценарии появляются практически каждый день и действительно есть те, которые кажутся очень интересными.
— Я уверен, что в перспективе появится цифровой двойник и пациента, и врача, и организации, и, наверное, лекарственного средства. Сейчас можно говорить о каких-то отдельных элементах, например, о возможности на основе данных из медкарты, обогащенных дополнительными сведениями, строить профиль здоровья пациента, рассчитывать риски здоровья. И на основании этой модели карты рисков понимать, за чем следует следить более пристально. К этому мы уже вместе с нашими партнерами вплотную подошли.
— Спрос на телемедицину, несмотря на ограничения, неуклонно растет. Я бы оценил прибавку в 30–40% в год. Однако, даже если будут смягчены законодательные ограничения и повышена ценность телемедицинской услуги для пациентов, в ближайшей перспективе телемедицина не заменит очного визита.
Это подтверждает и опыт наиболее развитых в этом отношении стран, к примеру США. Лидер телемедицинского рынка — компания Teladoc — уверена, что в ближайшие несколько лет только около 30% врачебных приемов могут быть заменены на удаленные, а вот 70% все же остается.
При этом с развитием методов удаленной диагностики, то есть когда пациент не просто связывается с врачом письменно или по видео, а может подключить датчики, дающие объективную оценку его состояния, доля телемедицинских приемов будет постепенно увеличиваться. Но в обозримой перспективе не просматривается предпосылок для фундаментального отказа от очных приемов.
Тем более что в медицинской сфере пока очень много законодательных ограничений, которые влияют на распространение нового формата услуг. В прошлом году, в феврале — марте, была последняя волна ковида, и на какое-то время Минздрав разрешил посредством телемедицинских консультаций выписывать больничные. Мы мгновенно увидели кратный рост количества обращений. Потом меру вновь запретили, и спрос снова спал до нормальных уровней.
— В России развитие законодательной базы во многом соответствует лучшим мировым практикам. Например, в аптечном бизнесе идут активные эксперименты по онлайн-заказу и доставке рецептурных препаратов. В телемедицине хотя и есть ограничения, но введен экспериментальный режим, который придает ускорение развитию этого направления. Видим, что много делается в части работы с большими данными и для развития искусственного интеллекта.
Например, недавно пришла новость о том, что на следующий год оплата за чтение снимков маммографии с помощью искусственного интеллекта будет включена в тарифы ОМС. Представляете, какой это большой шаг по признанию новых цифровых технологий в медицине! Также заметны инициативы, которые приведут в итоге к формированию единой истории болезни пациента, потому что в какой-то момент частные клиники обязаны будут определенный пакет данных передавать государству, а взамен, например, смогут отказаться от ведения бумажного документооборота.
В целом я бы сказал, что развитие есть, оно довольно правильное и комплиментарное, на основе здорового диалога врачебного сообщества, бизнеса и власти.
— Использовать в медицинских целях можно только тот прибор, который имеет соответствующее регистрационное удостоверение. Популярные часы с пульсометрами, датчиками сна и так далее, к сожалению, не имеют медицинской ценности. Их информация может приниматься доктором как дополнительная, но обоснованное решение на основании данных с такого рода прибора делать нельзя.
В США, например, FDA уже одобряет снятие ЭКГ в Apple Watch. За использованием персональных гаджетов будущее. Медицина вообще идет к непрерывному наблюдению за пациентом и превентивной реакции на любые отклонения.
— Да, проблема есть. И, на мой взгляд, при разговоре о цифровизации медицины часто говорят про пациента и забывают про врача. А ведь он такой же потребитель этих решений, и, помимо умных инструментов, нужны удобные и понятные. Есть мнение, что раз освоили медицинскую специальность, то и с техникой быстро справятся. Это не всегда так, поэтому в МЕДСИ особое внимание уделяется именно рабочему месту врача. Важно, чтобы по форме решение было столь же продуманно, как и по сути.
— Стратегическая цель МЕДСИ — быть не просто медицинской компанией, а медицинской цифровой компанией, значит — строить свое конкурентное преимущество в том числе за счет инновационных IT-продуктов. Поэтому нет другого пути, кроме как иметь инхаус не только разработку, но и всю продуктовую компетенцию. Для этого мы создали отдельную компанию с IT-аккредитацией «Медси Диджитал». И там мы формируем такую компетенцию.