"Врачи - это эмоции, а бизнес - это математика"

14.09.199900:00

"Мы не компания, мы медицинский центр", - именно так говорят большинство директоров платных медицинских отделений известных московских клиник. Отсутствие корпоративного духа, корпоративной культуры, корпоративного менеджмента в таких предприятиях удивляет. Врачи считать себя бизнесменами отказываются. Хотя непонятно, почему: полугосударственные медицинские клиники по сути уже несколько лет являются медицинскими компаниями с отдельными юридическими лицами, со своей бухгалтерией, штатным расписанием, бизнес-планами.

По сути дела, "платные отделения" - это компромисс, на который согласны врачи, не желающие полностью уходить в медицинский бизнес из "большой медицины". Между тем есть по крайней мере один пример того, как бывшие сотрудники государственного медицинского НИИ несколько лет развивают эффективно работающую медицинскую компанию, контролирующую около 80% рынка диагностических анализов Москвы.

Пять лет назад в МНИИ эпидемиологии и микробиологии имени Габричевского пришел выпускник Второго мединститута Андрей Соколов. Пришел для того, чтобы сделать на базе НИИ медицинскую компанию.

"Я пришел в институт Габричевского, чтобы создать структуру, в которой медицинское обслуживание будет хорошим, - рассказывает Соколов. - Через год мы организовали на базе НИИ консультативно-диагностический центр - КДЦ. Для меня было понятно, что уровень диагностики в российской медицине был не слишком высоким, а наш НИИ был в принципе неплохой базой, чтобы создавать диагностический центр. Однако через некоторое время мы поняли, что работать как медицинская компания только с институтом Габричевского - это просто невозможно. И мы начали устанавливать взаимоотношения с частными медицинскими лабораториями, чтобы заказывать у них анализы для наших пациентов.

Наша основная идея заключалась в создании медицинского супермаркета, специализирующегося прежде всего на диагностике. Достаточно быстро нам удалось создать компанию, которая способна делать до 10% известных в мире медицинских анализов. Такого не могут себе позволить даже крупные немецкие клиники - кстати, сейчас мы ведем с рядом из них переговоры, чтобы делать исследования для них в России, отправляя результаты в Германию. Однако разнообразие услуг - не самое важное. Самое важное - это сервис.

Проблема большинства российских медицинских учреждений - это именно сервис. Расширяясь, мы прежде всего отбирали врачей, которые могут хорошо разговаривать с пациентом. Мы старались сделать так, чтобы не было очередей, хотя в начале года у нас в центре зачастую народу было больше, чем в продовольственном магазине. Сервисом в медицинской компании, как и везде, надо заниматься на самом серьезном уровне. Например, недавно в одном из наших центров были проблемы из-за того, что пациенту было неудобно разговаривать с регистратором - стол неудачно стоял. Все, что нужно было сделать, - всего лишь переставить стол регистратуры из одного конца помещения в другой. Да, но для этого нужен человек, который об этом будет думать! В этом весь сервис, и поэтому это так сложно.

Мы достаточно легко пережили 17 августа, практически не потеряли денег и в ноябре 1998 года уже начали инвестировать собственные средства в развитие КДЦ, который тогда уже был частным. 1 декабря я стал полноправным хозяином своей медицинской компании. Мы инвестировали значительные средства в оборудование, в помещения, в персонал. Однако в марте 1999 года мы - тогда уже полностью независимая компания - напрочь разругались с НИИ имени Габричевского. Фактически нас выгнали в никуда".

Медицинскую компанию удалось восстановить очень быстро. Уже к весне 1999 года была создана ассоциация медицинских лабораторий Москвы (сейчас ассоциация "Медицина 2000", подписаны договоры со страховыми компаниями «Ингосстрах" и «Россия", налажено партнерство с городским центром ДНК-исследований. Контакты с лабораториями, сервисные технологии, маркетинговая стратегия, собственно, и составляли активы компании Соколова, и восстановить компанию не составило большого труда.

На этом компания «строителей медицинских супермаркетов" не остановилась. Похоже, что следующая задача - это создание полнопрофильной медицинской компании, занимающейся развитием всего рынка в целом. Ассоциация начала развивать новое направление в своей деятельности - рекламно-консалтинговое. Так, были созданы консалтинговый и рекламный отделы, специальная структура, которая занимается исследованиями в области маркетинга в медицинском и фармацевтическом бизнесе. Создан сайт в Интернете, ассоциация пытается заниматься Интернет-кампаниями медицинских центров в сети, беря на себя продвижение на рынок услуг своих партнеров - диагностических центров. Компания имеет представителей в Оттаве и Магдебурге. Несмотря на нынешнюю некоторую стагнацию рынка медуслуг, оборот ассоциации растет ежемесячно в среднем на 25%.

"Большинство медицинских менеджеров - врачи, и экономикой как таковой они не слишком интересуются, - говорит Андрей Соколов. - Практически никто не интересуется продвижением на рынок, рекламой. Врачи - это прежде всего эмоции. А маркетинг - это математика. И вообще бизнес - это математика. Впрочем, мы никогда не ставили задачи создать высокорентабельную медицинскую компанию. Просто я и мои коллеги, ушедшие со мной в феврале из НИИ Габричевского, стремились создавать качественную медицину. Вообще именно этому меня учили в институте. И именно для этого мы начали делать то, что делаем. По-моему, получается неплохо".