Top.Mail.Ru
архив

Враги становятся друзьями

Одно из подразделений корпорации Sony - Sony Computer Entertainment Europe (Sony CEE) объявило о начале нового этапа борьбы за российский рынок компьютерных игр. Совместно с отечественным партнером - компанией SoftClub она намерена отвоевать у пиратов отданные им некогда позиции. Первым шагом на этом пути должна стать ее новая игра - Medievil2 для PlayStation. Она будет продаваться в России по ценам пиратских продуктов и распространяться самими же пиратами.

Sony отступает

Деятельность Sony CEE по продвижению в Европе игровой платформы PlayStation, а также по разработке для нее игровых программных продуктов на российском рынке до последнего времени нельзя было назвать успешной. Причиной тому низкий уровень спроса на легальный софт. По исследованиям Business Software Alliance (BSA) и Software Publishers Assocciation (SPA), доля пиратских продаж в России достигает 91% от объема рынка ПО, аналогичный показатель в Восточной Европе - 80%, в мире - 43%. По сведениям Symantec, потери производителей от пиратов составляют около $15 млрд в год. "Пиратство в сфере программного обеспечения по-прежнему является глобальной проблемой, - комментирует президент SPA Кен Уош. - Оно оказывает отрицательное влияние на все компании, производящие программные продукты вне зависимости от их размера". "Пиратство ставит под сомнение будущее развитие индустрии программного обеспечения, - рассказывает президент BSA Роберт Холлиман. - Воровство программных продуктов - явление необычайно коварное, поскольку оно приводит к сокращению рабочих мест и потере заработка".

А по некоторым направлениям этот показатель доходит до 100%. По оценке Sony CEE, в секторе компьютерных игр российские пираты отбирают 99% рынка. В такой ситуации продвижение легального продукта крайне затруднено. "Проблема пиратства для нас очень актуальна, так как львиная доля продаж игр для PlayStation в России - подделки, - рассказывает менеджер по продажам и маркетингу отдела дистрибуторских рынков Sony CEE Сергей Гончаров. - Два с лишним года назад мы создали Ассоциацию по борьбе с компьютерным пиратством, которая нами субсидируется. За последние насколько месяцев ассоциация изъяла 500 тысяч дисков, 70% которых были для PlayStation".

Многократные попытки Sony CEE захватить существенную долю рынка были безрезультатными. Поэтому Sony CEE до сих пор не приступала к локализации (адаптации к национальным условиям) своих продуктов на российском рынке. Зато этим всегда занимались пираты, что еще более ухудшало позиции компании в России.

"Без локализации цена продукции слабо влияет на маркетинг", - говорит Сергей Гончаров. Локализация же программных продуктов при низком уровне спроса невыгодна. Снижение цен в отдельно взятой стране на неадаптированные продукты с целью стимулирования спроса вызывает реэскпорт этих продуктов в другие страны.

Контрнаступление.

Недавно Sony CEE вместе с российским партнером - компанией SoftClub решили завоевывать рынок, корректируя деятельность сразу во всех направлениях. Идея состояла в том, чтобы локализовать продукт, сделать его доступным по цене, ограничить возможный реэкспорт и не опуститься ниже черты рентабельности. С учетом этих задач выработан план действий. "Мы хотим сделать наши продукты доступными по цене и перейти на русский язык", - комментирует Сергей Гончаров.

В конце апреля Sony CEE и SoftClub приступили к реализации этого плана. Опытным продуктом была выбрана игра для PlayStation Medievil2. Специалисты предсказывают ей большую популярность - первая версия этой игры разошлась в мире тиражом 800 тыс. копий. По мнению менеджеров Sony CEE, продукт вполне подходил для задуманного. Уже выпущена версия этой игры, локализованная для России. К ее озвучиванию на русском языке привлекались профессиональные артисты. Эксперты считают, что этот факт должен привлечь потребителей к приобретению легального продукта. Однако Sony CEE этим не ограничилась. Намеренно пойдя на убытки, она сократила разрыв между ценами на легальную и пиратскую копии Medievil2. Рекомендованная цена игры в России составляет 250 руб. Ранее лицензионные продукты Sony CEE продавались по $25 - 30, тогда как у пиратов можно было купить то же самое за 80 руб. "Мы не ставим перед собой цель получить от этой игры прибыль, - говорит директор компании SoftClub Дмитрий Мартынов. - Сейчас у нас другие задачи". С ним солидарен и Сергей Гончаров: "На первом этапе мы не ждем прибылей. Однако надеемся на них в ближайшие шесть месяцев".

Таким образом, выполнены первые несколько пунктов программы: игра стала доступна потребителю по цене, а ее локализованность ограничивает экспорт. Однако самым интересным моментом программы стала дистрибуция - Sony CEE решила распространять продукт через... пиратов. Компания договорилась с операторами теневого рынка о дистрибуции Medievil2. Враги стали друзьями. Теперь нелегальных копий этой игры попросту не будет - пираты будут продавать исключительно лицензионные диски. Сергей Гончаров рассказывает: "Игра будет распространяться как через магазины, так и необычным способом - через пиратские сети. Нам удалось договориться об этом. Надо заметить, что бывшие пираты горячо поддерживают проект. Ведь теперь у них появился шанс легализовать бизнес".

По сведениям "Ко", перевоспитать пиратов в одночасье Sony CEE не удалось. Александр, дистрибутор пиратской продукции, считает, что "покупатель все равно должен иметь выбор между легальной и пиратской продукцией. Ценовой разрыв - пусть и не такой большой, как раньше, - остался. Это может привести на первом этапе к снижению спроса на эту игру. Ведь в PlayStation играют, как правило, молодые люди, для которых даже цена в 250 руб. может оказаться достаточно высокой".

Еще по теме