Врагу не сдается
Лидеры на рынке потребительского кредитования – Сбербанк и «Русский Стандарт» объявили о создании собственных кредитных бюро. Согласно закону «О кредитных историях», вступившему в силу с 1 июня, информация о том, где, когда, на каких условиях клиент получал и возвращал кредиты, будет передаваться в специальные кредитные бюро. В России уже зарегистрировано несколько таких организаций, крупнейшими из которых являются Experian Interfax и «Национальное бюро кредитной информации».
Отметим, что «Сбер» в конце прошлого года подписал соглашение с НБКИ. Впрочем, по словам председателя совета директоров НБКИ вице-президента Внешторгбанка Андрея Сучкова, создание Сбербанком собственной структуры не означает, что этот банк перестанет сотрудничать с Национальным бюро. «Важно другое – Сбербанк готов открыто предоставлять данные по своей базе частных заемщиков. Уверен, что банк не станет выставлять высокие расценки на свою информацию и она будет доступна другим кредитным организациям», – заявил «Ко» Андрей Сучков.
Совсем по-другому обстоит дело с «Русским Стандартом», чья доля на рынке потребительского кредитования составляет 38% (у «Сбера» – 44%). В банке не раз заявляли, что не готовы делиться информацией. «Мы с 2000 года собирали свою базу данных, потратили на это много денег, почему мы должны отдавать ее конкурентам?» – объясняют свою позицию «отказники».
Для того чтобы соблюсти закон и формально передать данные в кредитное бюро, банк и намерен создать собственную структуру, однако это не означает, что клиентская база «Русского Стандарта» станет доступной. Участники рынка опасаются, что банк выставит жесткие условия по получению информации о заемщиках (например, потребует слишком высокую цену за свои данные, следовательно, получать их будет экономически нецелесообразно).
В принципе, банк понять можно, поскольку западные инвесторы, вроде купившей Дельта-банк GeneralElectricConsumerFinance или BNPParibas, которому так и не удалось приобрести «Русский Стандарт», готовы платить сотни миллионов за кредитные истории, накопленные упомянутыми российскими банками. В случае если все базы по заемщикам будут переданы в кредитные бюро, стоимость этих кредитных учреждений заметно снизится. Отметим, что если примеру «Русского Стандарта» последуют другие банки, то это может девальвировать саму идею создания бюро. Следовательно, застопорится развитие рынка потребительского кредитования. По идее, создание такой базы данных должно упростить процедуру выдачи займов и значительно снизить их стоимость. В США, где институт кредитных бюро существует с середины прошлого века, самые образцовые заемщики получают кредиты по ставке на 20 – 30% ниже среднерыночной. А вот недобросовестным клиентам, которые либо не вернули кредит банку, либо сделали это с большим опозданием, могут вообще отказать в предоставлении займа.
Помимо сопротивления банков, есть еще немало причин, по которым закон может не заработать. Уже в сентябре банки должны будут передать «досье» на своих заемщиков как минимум в одно бюро, однако, скорее всего, эти сроки будут пересмотрены. До сих пор не утвержден госорган, регулирующий деятельность кредитных бюро. В конце мая, МЭРТ решило поручить надзор над кредитными бюро Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Однако, как заявил «Ко» глава ФСФР Олег Вьюгин, официально соответствующего постановления правительства пока нет.
Не существует и нормативных актов, которые будут определять деятельность кредитных бюро. И когда они появятся – неизвестно. А без этих документов кредитные бюро не могут нормально работать.
Еще по теме



