Врата в новый мир: в чем феномен главной видеоигры года
В Лос-Анжелесе в ночь на 8 декабря состоялось одно из самых важных ежегодных событий для видеоигровой индустрии — премия The Game Award. Ее можно сравнить с «Оскаром», на котором статуэтки получают разработчики игр. В этом году триумфатором стала фэнтезийная ролевая игра Baldur’s Gate 3 от бельгийской Larian Studios. Бюджет разработки был не самым большим для индустрии. Что действительно выделяло проект — умение прислушаться ко мнению аудитории. Это позволило создать игру, в которой геймеры готовы проводить сотни часов. Каким должен быть идеальный разработчик и почему любовь игроков не зависит от вложенных инвестиций — в материале «Компании».
Разработчики Baldur’s Gate 3 унесли с премии не только главную статуэтку за «Игру года», но и еще пять наград:
-
«Лучшая поддержка сообщества»;
-
«Лучшая RPG»;
-
«Лучший мультиплеер»;
-
«Лучшая актерская игра» (ее вручили Нилу Ньюбону за роль одного из главных персонажей игры — эльфа-вампира Астариона);
-
«Голос игроков».
Конкуренция у Baldur’s Gate 3 была серьезной. За право стать «Игрой года» также боролся хоррор-проект Alan Wake 2 — продолжение его истории игроки ждали 13 лет. Этот сиквел критики называли «выдержанным вином», вкус которого может прочувствовать только ценитель. Однако игра получила лишь три награды — в категориях «Лучший арт», «Лучшая работа геймдиректора» и «Лучший нарратив». Тройку лидеров по числу заработанных статуэток замыкает гоночный симулятор Forza Motorsport с двумя статуэтками.
Премия The Game Award — это масштабное шоу, которое традиционно проводится в конце года. Его организаторы уделяют внимание не только играм, но и разработчикам, киберспорту и игрокам, а также анонсам и трейлерам новых проектов.
На номинацию могла рассчитывать любая игра, выпущенная до 17 ноября 2023 года. Победителей определяют с помощью голосования жюри (с весом 90%) и зрителей (оставшиеся 10%), которое проводится на официальном сайте The Game Award и в Discord-сервере. При этом для номинаций «Инновация в сфере доступности», «Лучшая адаптация» и наград для киберспорта организаторы собрали специальные составы жюри. В экспертный совет входят представители более 100 новостных изданий и видеоигровых порталов по всему миру.
Золотой стандарт
Первая часть Baldur’s Gate, вышедшая в 1998 году благодаря канадской студии Bioware, смогла вернуть былую славу жанру RPG (Role-Playing Game; ролевая игра, в которой игрок управляет одним или несколькими персонажами с индивидуальным характером, набором способностей и умений). За счет интересного сюжета, ярких героев и захватывающей атмосферы Baldur’s Gate стала золотым стандартом жанра. Появившийся в 2000 году сиквел снова сумел поразить аудиторию, задав высокую планку. Вполне логично, что информация о готовящемся триквеле взбудоражила и геймеров, и разработчиков.
За право работать над продолжением культовой серии (которая основана на еще более культовой настольной ролевой игре Dungeons & Dragons) на протяжении многих лет боролись несколько студий. Победителем в этом необъявленном соревновании стала независимая Larian Studios, основанная Свеном Винке. Выпускающая Dungeons & Dragons компания Wizards of the Coast поначалу отказала и Винке, посчитав его студию недостаточно опытной, но в конце концов сама предложила Larian Studios заключить сделку.
Для всей команды Baldur’s Gate 3 стал на несколько лет единственным проектом — работа продолжалась с 2017-го по 2023-й. Бюджет студия не раскрывала, однако, по данным IGN, в игру вложили $100 млн. Сумма, по меркам игровой индустрии, не фантастическая: например, дополнение Phantom Liberty к игре Cyberpunk 2077 обошлось польской CD Projekt Red в $62,5 млн, а Rockstar Games на разработку Red Dead Redemption 2 потратила $540 млн.
Релиз состоялся 3 августа 2023-го. Однако еще за три года до этого Larian Studios выпустили игру по системе раннего доступа. Начиная с 2020 года игру тестировали порядка 2,5 млн игроков — студия в процессе доработки была открыта для геймеров, настойчиво просила их не стесняться высказывать пожелания и замечания и — что уже довольно редкое явление — учитывала мнение публики в разработке.
Это сразу отразилось на популярности: через две недели после старта продаж в августе 2023 года Baldur's Gate 3 было продано более 5,2 млн копий. В конце ноября портал Game World Observer подсчитал, что проект мог разойтись тиражом более 7 млн копий.
Игра сообществу пришлась по душе: по данным Metacritic, проект Larian Studios собрал 96 баллов из 100 возможных от критиков и 8,9 баллов из 10 от игроков, став одной из самых высоко оцененных игр 2023 года.
«Победа была очевидной»
Долгая разработка позволила Larian Studios разнообразить игровой контент: если концентрироваться лишь на основном сюжете, то его быстрое прохождение займет около 45 часов реального времени. На выбор у игрока 11 рас, 12 классов и тысячи необычных ситуаций, правильного решения для которых не существует — каждое действие геймера будет иметь важное последствие для вселенной игры. При этом разработчики подготовили около 17 тысяч вариаций концовки приключения по вымышленному Фейруну или Фаэруну.
Персонажи в команде игрока — уникальные личности, с которыми можно выстроить самые разные отношения: от откровенной ненависти до искренней любви, что порождает тонны фанатского контента в соцсетях.
«Победа Baldur's Gate 3 на The Game Award была очевидной для всех, поскольку качество проработки и глубина игры находятся на недосягаемом уровне для других проектов 2023 года», — уверен главный редактор iXBT.games Виталий Казунов.
Baldur's Gate 3 создавали буквально вместе с игроками, поэтому каждый геймер, который поддерживал разработчиков на этапе раннего доступа, уже был сильно эмоционально связан с игрой, соглашается глава новостной службы и редактор «Игромании» Владимир Макаров. Он напомнил, что команда Larian Studios раз за разом оправдывала доверие игроков, выпуская все новые обновления, где учитывались их предложения.
Например, многих геймеров расстроила сюжетная концовка одного персонажей — они заявили, что яркая и харизматичная героиня попросту не заслуживает столь драматичного финала. Разработчики услышали призыв и через некоторое время выпустили обновление, где предложили игрокам выбрать для нее альтернативный и более положительный вариант развития событий.
Эксперты сходятся на том, что секрет Larian Studios не в деньгах. Иногда высокие бюджеты «проедаются» студиями с громкими именами, а на выходе получается «жалкий результат», отмечает Казунов. «Много денег не всегда означает качество. А вот когда у студии есть идейный вдохновитель, как Свен Винке в Larian Studios, получается хит. Нужен человек, который любит игры, увлечен ими и сам хочет сделать игру своей мечты», — уверен эксперт.
Более того, часть игроков восприняла творение Винке как продукт контркультуры, добавляет Макаров. Он напомнил, что главный тренд в современной игровой индустрии — быстро выпустить дорогую игру по цене $60–70, которая проигрывается за короткое время, не вызывает ярких эмоций и при этом требует внутриигровых транзакций — якобы для более глубокого игрового опыта. Этот подрод, по словам экспертов, особенно свойственен крупнейшим студиям — Activision Blizzard, Ubisoft и Electronic Arts.
В Baldur's Gate 3 подход иной. «Никакой спешки — игра вышла завершенной и без критических багов», — подчеркнул главный редактор PlayGround.ru Николай Семенко. Это привело к тому, что конкуренты (студии Obsidian, Blizzard, Epic Games) еще до релиза Baldur's Gate 3 называли ее «аномалией» и с неподдельной опаской ожидали сравнений с нею собственных работ.
Игра для себя
«В конечном итоге все сводится к простому выводу: Larian Studios выпустили достойный проект отличного качества, в котором было все, что можно ожидать и хотеть от современной ролевой игры. Игра сделана с душой, в нее вложено немало усилий, и игроки это чувствуют. Такого отношения к игре и к геймерам давно не хватало среди высокобюджетных игр», — отмечает Семенко. В проектах этой категории обычно все решают осторожные менеджеры: много этапов согласований, отчетов и проверок — они просто перебрасывают ответственность друг на друга и гасят порывы инициативных сотрудников к оригинальности, соглашается Казунов.
По мнению экспертов, у победивших на The Game Awards в разное время проектов проглядываются общие черты: их реализуют независимые студии, они имеют сложный сюжет или представляют собой целую вселенную. «Каждый лауреат — игра, в которую ты можешь уйти с головой и не покидать ее десятки, а то и сотни часов. Или игра небольшая, но цепляющая, например, приключенческая It takes Two», — пояснил Макаров.
Larian Studios в течение 27 лет с момента основания шли к своему шедевру, набирая людей и опыт. Целью была игра, в которую хочется играть самим, поэтому разработчиков не сильно волновали тренды с микротранзакциями и кранчами — лишь собственная фантазия и игровой опыт. Количество часов за игрой у каждого фаната уже перевалило за сотню — вселенная Baldur's Gate 3 становится миром, где тактики боя и возможности морального выбора на уровне реальных. И на протяжении всего прохождения у игроков не пропадает ощущение, будто разработчики сумели превратить фантазии каждого из них об игре мечты в единое целое.