Временно доступны
В юности Уильям Рассел Келли мечтал оставить след в истории, причем не менее заметный, чем его отец, один из пионеров нефтеотрасли в Северной Америке. Правда, занялся Келли-младший делом куда как менее ярким и уж точно менее доходным. Но этот провальный на первый взгляд расчет сработал лучше некуда. Нефтедобытчик Келли разорился, а офисный клерк Келли стал-таки основателем отдельной отрасли и вошел в список богачей по версии Forbes.
Американские специалисты по подбору персонала все чаще говорят о том, что рынок труда в стране в последние годы превращается в поле деятельности внештатников и работающих по срочным договорам. По подсчетам отраслевой организации American Staffing Association, по контрактам агентств временного трудоустройства работают десятки миллионов человек.
О наемных воинах со «свободным копьем» (англ. free lance, откуда и пошло русское «фрилансер»), присягавших на верность господам в обмен на вознаграждение, рассказывал еще Вальтер Скотт в романе «Айвенго». Понятие же временного работника (temp, сокр. от temporary worker) появилось уже в XX веке, и в первую очередь благодаря Расселу Келли. Хотя к главному делу своей жизни он приближался постепенно, пока накопленный опыт и знания не сошлись в одной точке.
Без наследства
Детство Расса Келли, родившегося в 1905 году в Британской Колумбии (Канада), было более чем обеспеченным. Его отец Джеймс Келли являлся успешным нефтедобытчиком, имевшим коммерческие интересы не только в Канаде, но и в США, Южной Америке, Испании и Франции. Их большое семейство — кроме Рассела, у Джеймса Келли было еще шестеро детей — кочевало по миру из одного собственного особняка в другой. Например, лето Келли проводили на юге Франции. Но когда из-за неудачных инвестиций глава семьи потерял большую часть состояния и не пережил удара, красивая жизнь кончилась. Рассел тогда был студентом Питтсбургского университета, где он изучал, конечно, нефтяной бизнес. После финансового краха и смерти отца 20-летний молодой человек принял решение бросить учебу и найти новый источник дохода для себя и своих родных.
Рассел устроился продавцом в автодилерский центр Hudson в Питтсбурге, но автомобили в то время еще не превратились в предмет массового спроса, так что заработки были и не очень велики, и совсем не стабильны. Зато на работе Рассел познакомился с финансовым директором крупной продуктовой сети Great Atlantic & Pacific Tea Company (A&P) и получил должность бухгалтера с условием обучения за собственный счет. Тонкости торговли и аудита Келли изучал в свободное время, проводя вечера и выходные в офисе.
Кроме стабильно растущей зарплаты, которую он в полной мере оценил в разгар Великой депрессии, Рассела в работе на A&P привлекала возможность познакомиться с новациями в бизнесе и новейшим офисным оборудованием. Тем не менее, проработав в одной должности почти десять лет, он успел соскучиться и был готов к переменам. Когда в 1938 году, в уже более благоприятных рыночных условиях его вызвал начальник, Келли мысленно примерил к себе кабинет побольше и работу поинтереснее. Но не сбылось. Вернее, сбылось наоборот. Рассела уволили: A&P затеяла оптимизацию, так что сокращение кадров было неизбежным.
Из этого неприятного опыта Келли вынес важный урок: даже опытные и доказавшие свою лояльность сотрудники — в определенных ситуациях все равно балласт для компании.
Какое-то время после увольнения Рассел проработал агентом по продажам самоучителей бухгалтерского дела и логистом в транспортной фирме. В этом он тоже преуспел: говорят, что, взглянув на стопку заказов или склад, полный продуктов, Келли мог точно определить, сколько грузовиков, водителей и грузчиков требовалось для доставки по всем адресам максимально оперативно, пока товары не успели испортиться.
Навыки снабженца пригодились Расселу в период Второй мировой войны, во время которой он служил в армии, но по слабости здоровья не на фронте. В его задачи входили организация расквартирования войск, централизация продовольственных поставок, проводка платежей, и он еще сильнее уверовал в современные методы управления и трудосберегающие офисные технологии. На них Келли и решил заработать, когда война закончилась, и США охватил промышленный бум.
Порядок в бумагах
Собственный опыт убеждал Рассела в том, что большие проекты сопровождаются внушительным объемом скучной бумажной работы, за которую кто-то должен, но никто не хочет отвечать. И чем это не идея для бизнеса? Самым перспективным в этом смысле казался Детройт: центр американского автопрома не простаивал во время войны, а мирный период и подавно обещал бурный рост. Туда Келли, скопивший приличные по тем временам $10 000, и переехал осенью 1946 году, сняв офис в центре города и открыв фирму под вывеской Russell Kelly Office Services, Inc.
По сути, Келли задумал аутсорсинговую компанию, бравшую на себя услуги по печати документов, систематизации, рассылке писем и выполнению расчетов. Большую часть первоначального капитала он потратил на печатные машинки и счетные приборы, приобретя десятка два актуальных по тем временам комптометров — механических калькуляторов, которые в умелых руках работали даже быстрее сменивших их десятилетиями позже электронных приборов.
Первые же месяцы показали, что со ставкой на оборудование Келли ошибся. К марту фирма заработала всего $847. Объемы офисного труда на рынке действительно увеличивались, но компании и сами вкладывали деньги в технологии. Не хватало как раз того, чем Келли поначалу пренебрег: штат его фирмы состоял всего из двух секретарей-машинисток, которых Рассел самостоятельно обучил. Он осознал просчет, когда один из немногих клиентов позвонил с просьбой «одолжить» на день машинистку. Келли отправил к нему одну из сотрудниц, Аделаиду Морэн. День работы секретаря на выезде обошелся заказчику всего в $6,75. Но этот случай заставил Рассела Келли пересмотреть бизнес-стратегию и заняться поиском дополнительного персонала.
И вовремя, потому что за первым заказом на разовую помощь последовали другие. В одном случае сталелитейной компании потребовалось 13 секретарей для работы над зарплатной ведомостью строителей нового объекта, но руководители не хотели «светить» внутреннюю документацию за стенами своего офиса. Затем пришел заказ на целых 50 машинисток, которые были срочно нужны для аврального проекта еще одной фирме. Чуть позже Russell Kelly Office Services заключила первый контракт на машинописные услуги с представителями автопрома, и надежды основателя компании начали оправдываться.
Общая выручка фирмы за 1947 год составила $92 000. Рассел позвал на работу своего младшего брата Ричарда. Другие братья Келли — Тед и Джим — присоединились несколькими годами позже, когда компания открыла филиалы еще в 16 штатах. В 1954 году объем продаж фирмы братьев Келли перевалил за $1,5 млн.
Девушки по вызову. В офис
Через 25 лет после окончания Второй мировой войны количество офисных клерков в США выросло с 7 до 14 млн человек, и 95% из них составляли женщины. Но успех дела Рассела Келли был связан не только с этим, но и с тем, что он первым понял: спрос на квалифицированных офисных работников хоть и велик, но нестабилен, поэтому держать у себя в штате постоянных сотрудниц, готовых по первому требованию выехать на задание к клиенту, бессмысленно и разорительно. И Келли начал заключать с дамами договоры о временном трудоустройстве по вызову в случае необходимости. Сотрудницы агентства стали называть себя «девушками Келли» — так они представлялись, приходя в офис клиента. Формула прижилась, и даже название компании в 1957 году было изменено на Kelly Girl Service.
Число «девушек Келли» в США тогда перевалило за 80 000. Владельцы бизнеса поняли, что временных работников низшего звена, в отличие от постоянных, можно использовать только во время пиковых периодов деловой активности, существенно экономя на оплате труда в те моменты, когда их нечем занять в офисе. Сокращение же штата, как правило, тоже чревато финансовыми издержками и юридическими проблемами, от которых агентство временного трудоустройства Рассела Келли клиента избавляло.
Потенциальных временных сотрудников подобная форма трудоустройства тоже полностью устраивала, потому что предоставляла возможность быстрого заработка, давала опыт и относительную свободу, ведь от предложений агентства можно было и отказаться. Поначалу Келли сделал ставку на домохозяек. Рекламные объявления зазывали: «Если вы устали от домашней рутины, присоединяйтесь к Kelly Girl Service». И многие откликались. Среднестатистической «девушкой Келли» была 37-летняя горожанка со средним образованием и опытом работы в офисе в течение 7,8 лет, замужняя, с двумя детьми.
Но у замужних домохозяек имелся один недостаток: они часто отказывались от вызовов летом, когда дети были на каникулах. Тогда Келли начал продвигать временное трудоустройство среди других категорий. «Девушками Келли» становились молодые женщины без опыта работы и пожилые секретари, которых из-за возраста неохотно брали в штат. Временная работа давала возможность быстрого заработка, опыт и перспективу завязать знакомства, причем не только профессиональные.
Во времена, когда о политкорректности никто еще не слышал, Рассел Келли в интервью The New York Times в 1963 году сказал, что временное трудоустройство — хороший шанс для незамужних женщин: «Вместо того чтобы работать в одном и том же офисе, где большинство мужчин женаты, они могут попробовать свои чары на потенциальных мужьях в других компаниях». Но вообще-то Келли не намеревался выступать свахой для своих сотрудниц, учитывая, что многие прошли у него обучение, и вложенное в них время и финансы должны были отработать. Он ввел политику страхования кадров от переманивания.
Рассел Келли, разумеется, не мог запатентовать объективный тренд, и скоро в США вслед за Kelly Girls появились другие агентства временного трудоустройства: Western Girl, American Girl Services и др. В 1961 году только агентство Manpower потратило $1 млн на рекламу своих White Glove Girls на обложках журналов по всей стране. Реклама оказалась чрезвычайно успешной. Через несколько лет на Manpower работало больше временных сотрудников, чем постоянных в Standard Oil и U.S. Steel Corporation.
США не были бы США, если бы в конечном итоге не встал вопрос о защите трудовых прав временного персонала. А то ведь в 1971 году в журнале The Office услуги временных сотрудников Kelly Services рекламировались так: «Наша «Девушка Никогда» никогда не берет отпуска, никогда не просит прибавки к жалованью и не стоит вам ни цента за простой. (Когда нагрузка падает, вы ее бросаете.) У нее никогда не бывает простуды, проблем с позвоночником или зубами. (Не за ваш счет, по крайней мере!) Никогда не стоит вам налогов по безработице и социальных выплат и всегда работает. (Если она не работает, вы не платите.)».
Американские профсоюзы, поначалу лишенные возможности контролировать этот необычный сегмент рынка труда, со временем сделали все для того, чтобы максимально восполнить пробел.
PS Дело Рассела Келли живо до сих пор. Компания Kelly Services работает в десятках стран мира, а годовая выручка компании до пандемии коронавируса превышала $5,5 млрд.