Top.Mail.Ru
архив

Время менять имена

Ставка на корпоративного пользователя

Историю "красных" компьютерных брэндов можно исчислять с 1992 года. В числе производителей первых известных отечественных компьютерных марок стоит назвать "Эксимер", "Лэнд" и R-Style. Именно эти компании начали активно выпускать компьютеры в объемах, которые можно назвать "промышленными". И не только выпускать, но и активно продвигать их на рынок, сопровождая рекламой. В результате этих акций компьютеры стали массовым товаром, и цены на них на российском рынке упали.

Один из крупнейших производителей российских компьютерных брэндов - компания R-Style была создана в 1991 году как российско-сингапурское СП . Первое время компания, подобно многим другим, занималась поставками "желтой" техники. Однако по мере развития бизнеса российские импортеры компьютерной техники стали осознавать, что им необходима служба, которая занималась бы сервисом и "конфигурировала" (подгоняла конфигурацию) поставляемые компьютеры в соответствии с потребностями местного рынка. Из этой службы и возникло отделение сборки R-Style.

Первой маркой, выведенной R-Style на рынок, стала R-Style Proxima. По словам исполнительного директора компании R-Style Computers Василия Селюминова, к тому времени имидж самой компании R-Style фактически был уже сформирован и компания приступила к брэндингу продуктов. С расширением номенклатуры на рынок стали продвигаться три торговые марки: Proxima (настольные компьютеры), Marshall (серверы), Tornado (ноутбуки). Внутри холдинга R-Style образовалась группа сборочного производства, которая потом выделилась в отдельную компанию R-Style Computers (RSC).

Кризис изрядно потрепал позиции "красных" брэндов. После августа 1998 года емкость розничного рынка резко сократилась. В ритейле остались только те, кто мог быстро довести товар до покупателя (а сделать это были в состоянии компании, чьи торговые точки достаточно раскручены).

В результате крупные российские сборщики были вынуждены обратить свой взор на корпоративного пользователя, который в отличие от пользователя индивидуального понимает, что кроме цены продажи техники существует еще и цена владения ею (иначе говоря, стоимость эксплуатации), а потому более щепетилен в выборе компьютера. Именно на корпоративного пользователя сегодня работают многие крупные российские сборщики - например, "Аквариус", R&K и R-Style.

Одно из преимуществ R-Style - разветвленная дилерская сеть. В регионах, несмотря на их кажущуюся бедность, сейчас появились живые деньги, а значит, вырос спрос. По словам Селюминова, последний год наглядно подтвердил эту тенденцию. Многие заказчики - это организации либо полностью государственные, либо с большой долей государственного капитала. Значительная часть подобных организаций, закупавших прежде только западную технику, централизованно перешли на технику российскую.

Отечественные "компаки" и "деллы"

Создание в конце прошлого года компанией R-Style новой торговой марки Carbon (об этом "Ко" писал в № 45 от 13 декабря 1999 года) явилось сюрпризом для конкурентов. Компьютерной тусовке было непонятно, зачем компания вводит еще одну марку в дополнение к уже существующим. Игорь Галкин, президент группы "Аквариус", так комментирует новый шаг холдинга: "Политика R-Style по выводу новой марки для нас не совсем ясна. Не очень понятны различия в позиционировании Carbon и Proxima. Мне кажется, такая ситуация с торговыми марками может дезориентировать клиентов".

Василию Селюминову эти действия, напротив, кажутся логичными: "У R-Style был сегмент, в котором компания работала неэффективно. Новая марка выведена на рынок, чтобы ликвидировать ненужную конкуренцию между дилерам и региональными филиалами R-Style. Продвигать одну и ту же марку по обоим каналам становилось неразумно: клиент предпочитал уходить к филиалам R-Style, нанося ущерб дилерам. Чтобы разделить потоки и избавиться от внутреннего конфликта, было принято решение наладить выпуск компьютеров без логотипа R-Style. При этом R-Style не отказывается от продаж уже утвердившегося брэнда Proxima: компьютеры этой марки продолжают активно выпускаться. В отличие от Carbon, предназначенного для реализации через дилеров R-Style на корпоративном рынке, Proxima позиционируется в более широком ценовом сегменте, поскольку этот брэнд предназначен и для розничного рынка".

Новая марка рассчитана на дальнюю перспективу - RSC стремится стать альтернативой крупным западным производителям. По мнению руководства RSC, сегодня на рынке образовалась новая ниша: у компании появилась возможность выпускать модели, сравнимые по качеству с западными, но при этом RSC может обеспечить более низкие цены. К тому же российские производители в состоянии выполнять заказы гораздо оперативнее "западников" (у зарубежных корпораций, как правило, нет складов в России и больше уровней в системе продаж). Понятно, что российскому производителю значительно проще выполнить индивидуальный заказ или отреагировать на моду рынка. Например, компьютеры с маркой Carbon будут предлагаться в цветных корпусах - "фишка", придуманная Apple, оказалась заразительной. (Стоит заметить, что цветные Carbon предназначаются для розничной продажи.)

Впрочем, вернемся из будущего в настоящее. Сегодня российские производители компьютерных брэндов укладываются в весьма узкий сектор отечественного рынка. Мелкие и сверхмелкие производители, занимающиеся "подвальной" сборкой, владеют более чем половиной российского рынка персональных компьютеров. По данным IDC, в конце прошлого года на российском рынке ПК (не считая ноутбуков) доля мелких "небрэндовых" производителей составляла около 70%. Их успех понятен: "подвальщики" берут низкой ценой. Крупные производители не могут позволить себе сильно снижать цены, это может расстроить технологический процесс. При мелкосерийном же или штучном производстве можно позволить себе купить мешок дешевых комплектующих с уровнем брака 60%, рассортировать их за день, а затем исправные комплектующие направить на сборку, а бракованные вернуть поставщику. Массовое производство таких фокусов не терпит. Один сбой в состоянии остановить конвейер.

Крупные сборщики вынуждены обращаться к проверенным поставщикам, обеспечивающим гарантированное качество и сроки поставки. Это, в свою очередь, повышает цену. В результате у фирм, которые выпускают компьютеры в промышленных масштабах ("Формоза", "Аквариус", R-Style и другие), примерно одинаковый уровень цен на сходную по качеству продукцию.

В Европе и США доля компьютеров Brand Name намного больше, чем на российском рынке. По мере развития отечественной экономики (и соответственно роста уровня жизни россиян) "красные" брэнды начнут пожинать плоды своей дальновидной политики. Тот, кто успеет хорошо зарекомендовать себя сегодня, будет получать дивиденды завтра.

Несмотря на оптимистичные долгосрочные прогнозы, R-Style предстоит нелегкая борьба за клиента. Другие российские сборщики не дремлют. Говорит президент группы "Аквариус" Игорь Галкин: "R-Style играет на других рынках, и мы редко вступаем в прямую конкурентную борьбу. На данный момент "Аквариус" как производитель компьютерной техники сильнее R-Style - это подтверждается и результатами исследований независимых компаний IDC и DataQuest. Однако мы с интересом следим за тем, что происходит в R-Style, и считаем, что это компания яркая, интересная, одна из сильнейших на компьютерном рынке России". Не стоит сбрасывать со счетов и крупных западных производителей: при их огромных ресурсах по-настоящему масштабная экспансия на российский рынок окажется серьезной угрозой для отечественных аналогов "компаков" и "деллов".

Еще по теме