Время отдавать камни
Сколько продлится домашний арест Владимира Евтушенкова? Все будет зависеть от сговорчивости 65-летнего миллиардера. Явно не три дня — именно столько потребовалось Владимиру Гусинскому для сдачи своих медиаактивов в начале 2000-х, но и вряд ли десять лет, как Михаилу Ходорковскому*. Ходорковский, кстати, уже дал Евтушенкову совет — соглашаться на любые условия.
Подоплека дела против главы АФК «Система» тайной не является. Президент «Роснефти» Игорь Сечин заинтересовался активом Евтушенкова — НК «Башнефть». Логика очевидна: присоединение эффективной компании добавит привлекательности «Роснефти», показатели которой оставляют желать лучшего. Вроде способ проверенный, сбоев не дает, Евтушенков — человек системы, прекрасно понимающий, кажется, что почем и почему. Но Евтушенков почему-то заупрямился и отдавать «Башнефть» за бесценок отказался. Кроме того, намеком на «понятно кого» назвал «того самого» рейдером. Те, кому надо, сигнал поняли. Следственный комитет откликнулся оперативно и, порывшись в закромах, представил дело на владельца АФК «Система».
То, что контроль над компанией сохранить не удастся, Евтушенков понял не вчера. По итогам 2013 г. «Башнефть» выплатила рекордные дивиденды — почти 83 млрд руб., что в 1,8 раза больше ее чистой прибыли. Вряд ли бы так поступил предприниматель, уверенный в перспективах своей компании. Но то, какие методы будут использоваться, скорее всего, стало для Евтушенкова сюрпризом. Бизнесмен из лужковской плеяды, не раз доказывавший Кремлю свою лояльность, вряд ли предполагал, что с ним поступят так же, как с предшественниками. Ведь до недавнего времени Кремль с ним считался. В 2003 г. именно Евтушенков помог Якову Голдовскому выйти из тюрьмы, а в 2010 г. главе «Русснефти» Михаилу Гуцериеву, в отношении которого на родине завели уголовное дело, — вернуться в Россию. Но фортуна переменчива. Ситуация очень напоминает период сталинских репрессий в СССР. Тогда ни большевики-ленинцы, ни сговорчивые «спецы», ни представители творческой интеллигенции, воспевавшие на все лады прелести нового строя, тоже не могли поверить, что в расход пустят именно их. Лояльность системе - это не все, система требует жертв, и жертвы эти следует приносить с готовностью и благодарностью. И сегодня система еще не самая худшая. С ней можно договариваться. Или от нее откупиться.
* признан в России иностранным агентом.
Еще по теме





