Top.Mail.Ru
архив

Время перемен

 

Бизнес-образование, МВА, MBAПытаясь удержать спрос на свои услуги и завлечь потенциальных слушателей, школы бизнеса стали наперебой предлагать новые специализации и форматы обучения. И, кажется, это сработало: по сравнению с провальным весенним набором 2010-го «осенний призыв» был более чем успешен.

 

Изменчивое постоянство

Записываться в консерваторы или меняться в угоду ситуации – это, конечно, каждое образовательное учреждение решает самостоятельно. По мнению Сергея Календжяна, декана Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХ и ГС), без изменений будущего нет, однако это вовсе не означает, что нужно отказываться от «своего лица», оригинальности, неповторимых, отличительных черт.

«ВШКУ очень много лет уделяет внимание евроменеджменту и делегированию полномочий, – рассказывает он. – Сейчас мы существенно расширяем арсенал управленческих навыков, которые предлагаем слушателям программ MBA, EMBA, DBA, они очень конкретны, успешно апробированы в Европе и являются новыми и востребованными для наших руководителей и менеджеров. Это и социальные компетенции, необходимые для создания такой атмосферы в коллективе, которая способствует развитию творчества и взаимопонимания между сотрудниками, и традиции коучинга и наставничества по отношению к менее опытным работникам».

Свою флагманскую программу обновил и Институт бизнеса и делового администрирования РАНХ и ГС при президенте РФ (ИБДА): теперь слушатели Executive MBA постигают премудрости не только стратегического управления, но и лидерства.

«Обновленная программа Executive MBA называется «Стратегическое управление и лидерство», – говорит Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления ИБДА.  – Новое название отражает новую идеологию программы: стратегия не только бизнеса, стратегия самой жизни слушателей. Лидерство не только в трудовом коллективе, лидерство как стиль жизни».

Обновление программы произошло прежде всего за счет новых учебных дисциплин по формированию личности лидера, раскрытию лидерского потенциала руководителей (в том числе с использованием технологий театрального искусства), стратегическому планированию деловой и жизненной активности.

Изучив спрос абитуриентов, школа бизнеса «МИРБИС» также расширила содержание программ MBA, добавив туда более узкоспециализированные курсы.

По словам Екатерины Лисицыной, директора департамента программ MBA школы бизнеса «МИРБИС», смещение акцентов произошло в сторону наиболее актуальных тем. Так, например, в программе «MBA – Управление человеческими ресурсами» больше внимания стали уделять вопросам оптимизации и нормирования численности персонала, эффективности коммуникаций, внедрению и оценке эффективности изменений.


Поделили и собрали

По мнению президента Российской лиги MBA, директора по маркетингу Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) РАНХ и ГС при президенте РФ Юрия Тазова, кризис привел к тому, что основной спрос на отечественные программы MBA «перераспределился между десятком ведущих бизнес-школ, сумевших создать хорошо диверсифицированный портфель программ приличного качества и привлечь к преподаванию практиков из реального бизнеса».

При этом «короткие» программы так и не смогли пошатнуть лидерства MBA.

«Все хорошо понимают, что MBA является «системообразующей» программой, дающей качественно иной результат: переосмысление бизнеса – во взаимо­связи бизнес-процессов, моделей, подходов», – объясняет Юрий Тазов.

Например, в самой ВШМБ слушатель за время обучения разрабатывает и защищает не менее 10 довольно крупных индивидуальных и групповых проектов по менеджменту, финансам, маркетингу, решению конкретных проблем бизнеса, антикризисному управлению и др. «Только такой практикоориентированный подход приводит к наработке у слушателей необходимых навыков», – уверен Юрий Тазов.

Хорошим примером диверсификации стали действия ИБДА. Институт не только обновил ассортимент программ, но и предложил сразу несколько новых форматов обучения, каждый из которых отвечает текущим потребностям менеджеров.

Например, чтобы не ссориться с начальством, которое по каким-либо причинам не в восторге от идеи совмещать работу и учебу, можно выбрать формат Weekend и постигать науки исключительно по выходным. А если будущее не кажется столь надежным, чтобы взять да и выложить за обучение сразу 600 000 – 700 000 руб., можно воспользоваться технологией «MBA-конструктор».

«Двухгодичная программа MBA разбивается на 7–8 модулей по 80–120 академических часов: модуль Pre-MBA c комплексом дисциплин по внешней среде бизнеса, модуль «Профессиональные навыки менеджера», модуль по стратегии, финансам и т.п., – разъясняет Александр Чеканский. – Можно взять только один, самый актуальный в данный момент для вас модуль. Это не так дорого и позволяет понять, нужно ли вам дальнейшее обучение. Если надо, взять еще один модуль, а потом, быть может, еще один и получить по совокупности диплом о профессиональной переподготовке. А затем, вероятно, спустя какое-то время, еще пару модулей, нарастив свой индивидуальный учебный план до полноценной программы MBA».

Большинство современных программ MBA ориентировано на практический подход, а теория присутствует лишь в той мере, в какой это необходимо для усвоения технологий эффективного управления, что максимально приближает программы к требованиям менеджеров, нацеленных на быстрый профессиональный рост и карьерный рывок.

В то же время среди потенциальных слушателей немало и тех, кто по-прежнему отдает предпочтение фундаментальному образованию, не без оснований полагая, что глубокая теоретическая подготовка в дальнейшем облегчит знакомство с «практическим инструментарием» руководителя и станет хорошей основой для саморазвития и освоения новых управленческих технологий.
Для таких абитуриентов бизнес-школы открывают магистерские программы.
«Речь идет не о магистратуре как продолжении бакалаврского образования для молодых людей. Это магистратура для взрослых, магистратура как второе высшее образование для руководителей без профильного управленческого образования, имеющих серьезный опыт управленческой деятельности, – рассказывает Александр Чеканский. – Конкурентным преимуществом таких программ является наличие одновременно двух фундаментальных платформ, на базе которых отрабатываются и развиваются управленческие навыки. Это одновременно и большой управленческий опыт слушателей, и глубокая управленческая и экономическая теория».

 

Наш метод

Новые требования к подготовке специалистов привели к тому, что изменились не только содержание и формат программ бизнес-образования, но и методы обучения.

«Процесс изменения методики преподавания происходит с изменением самой экономики и бизнес-среды, – рассуждает Сергей Календжян. – Более высокий уровень подготовленности самих слушателей объективно требует и роста качества, и изменения методов преподавания. Книжные кейсы должны быть постепенно заменены на реальные кейсы из практики слушателей самих программ. Занятия обязаны превращаться в синтез теоретического и практического управления, а также консультирование, которое возникает в ходе обсуждения кейсов, предлагаемых слушателями».
По мнению Сергея Щенникова, ректора Международного института менеджмента «ЛИНК», «менеджер посткризисной эпохи – это человек, который умеет эффективно управлять в условиях сложного, быстро меняющегося и трудно предсказуемого окружения». При этом все более важную роль приобретает умение работать с информацией.

Особое внимание отработке данного навыка уделяется в программе «Профессиональный сертификат по менеджменту». Она разрабатывалась совместно с Открытым университетом Великобритании и стартовала в ЛИНКе в 2010 году.
«В новых заданиях программы даются реальные ситуации, в которых высока степень неопределенности – много неизвестных или много лишней информации, – рассказывает Сергей Щенников. – Перед студентом стоит задача – найти проблему, перевести ее в задачу и подобрать адекватный инструментарий. В предыдущей версии программы в большинстве своем использовался задачный подход, теперь усилился и усовершенствовался проблемно-ориентированный».

Это позволяет подготовить менеджера, способного работать в нестабильной бизнес-среде с нестандартными задачами и добиваться при этом высоких результатов.

 

Кто идет

Изменение требований к подготовке и компетенции менеджеров, как и трансформации в учебных программах, теснейшим образом связаны с изменением состава слушателей. Так, по данным Екатерины Лисицыной, в последнее время вырос спрос на программу MBA со стороны тех, кто, казалось бы, прошел огонь и воду и сам уже мог бы давать уроки, но вместо этого хочет воспользоваться возможностью по-новому взглянуть на бизнес. С другой стороны, немало и молодых людей, амбициозных, занимающих серьезные позиции в крупных компаниях, тех, кто начал карьеру еще в студенческие годы, в семейном бизнесе и быстро впитал предпринимательский дух.

Александр Чеканский также отмечает, что среди слушателей возросла доля тех, кто действительно мотивирован к обучению, интенсивно работает над домашними заданиями, активен во время занятий, что позитивно сказывается и на качестве обучения в школах бизнеса.
Впрочем, по прогнозам Юрия Тазова, в ближайшие 3–5 лет средний возраст слушателей программ MBA еще больше снизится, число наших бизнес-школ сократится, а на отечественный рынок бизнес-образования станут активно проникать западные бизнес-школы, которые в альянсе с уцелевшими российскими предложат программы нового уровня, специально «заточенные» под специфику местного бизнеса и менедж-мента.

 

Сергей Календжян, декан ВШКУ:

«Усиление конкуренции вызовет потребность в более узкой специализации, увеличится предложение программ под разные потребности, успехом будут пользоваться программы со встроенными модулями по отдельной тематике; станет развиваться региональная диверсификация, чем ВШКУ и занимается. Уйдут в историю большие группы слушателей программ MBA. Произойдет существенное разделение на программы MBA и Executive MBA, выделятся люди с опытом, руководители, и отдельно будут обучаться молодые амбициозные люди, которые идут на MBA, чтобы поменять работу и подняться по карьерной лестнице. Возрастет роль глобализации и, следовательно, международного сотрудничества, усилится роль программ с иностранным языком, международные программы».

 

Сергей Щенников, ректор Международного института менеджмента «ЛИНК»:

«Ничего содержательно нового в области менеджмента за последние 20 лет не произошло. И видимо, уже не произойдет. Инновации сместились в сферу технологий обучения. Я глубоко убежден, что в ближайшие годы конкуренция бизнес-школ будет протекать не в области контента, а в области контекста. В лидеры выйдут те бизнес-школы, которые станут развивать в студентах навыки работы с информацией в определенном контексте. Чтение лекций – вчерашний день. Так можно готовить менеджеров в бизнес-школах только для работы в стабильных условиях экономики. Но сегодня, когда бизнес-процессы нелинейны, ситуации непредсказуемы, нужно не просто передавать знания, а учить работать с ними в различных условиях».

 

Юрий Тазов, директор по маркетингу ВШМБ, президент Российской лиги MBA:

«В 2010 году кризис в российском бизнес-образовании углубился; весеннее падение наборов в бизнес-школы не смог компенсировать даже относительно неплохой осенний набор. Говорить о восстановлении активности потенциальных слушателей на докризисном уровне пока не приходится. Образовательные выставки, прошедшие в период ноября–марта, однозначно показывают снижение интереса к отечественным программам MBA. Главной причиной следует считать по-прежнему сложную общеэкономическую ситуацию, не мотивирующую потенциальных слушателей к долгосрочным инвестициям в собственное образование. Да и последствия демографического спада 1990-х дают о себе знать».

 

Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления ИБДА:

«Школы бизнеса призваны способствовать прежде всего профессиональному росту своих слушателей. Но многие потенциальные клиенты школ бизнеса уже достигли высокого уровня профессионального мастерства, вышли на лидирующие позиции в серьезных компаниях. Для них горизонты дальнейшего профессионального и карьерного роста объективно сужаются. Но расти нужно, иначе застой! Поэтому приоритетной задачей бизнес-образования для данной категории слушателей становится личностный рост руководителя наряду с повышением его профессионального мастерства».


Еще по теме