Время пессимистов

30.08.200400:00

В сознании делового сообщества произошел важный перелом. Более половины предпринимателей воспринимают «дело ЮКОСа» как прямую угрозу бизнесу. Негативные последствия разгрома нефтяного гиганта уже превратились в один из факторов, сдерживающих экономическое развитие российских средних компаний. Сделать этот вывод нам позволяют результаты опроса, проведенного «Ко» среди топ-менеджеров и владельцев средних компаний.

 

Это уже третий опрос на данную тему, и, хотя предыдущие проводились с нерегулярными промежутками, тем не менее, на наш взгляд, можно говорить о четкой тенденции. Доминировавшие год назад успокоительное «это нас не касается» и фаталистское «никто не застрахован» в ходе нынешнего опроса практически не встречались. Напротив, большинство респондентов заявили, что происходящее имеет к ним прямое отношение и уже непосредственно сказалось на их бизнесе.

 

Дальновидное меньшинство

 

Прежде чем перейти к подробному описанию результатов опроса, несколько слов об «истории опроса» – почему мы решили предпринять его вновь и как мы его проводили. В первый раз мы попробовали оценить степень влияния конфликта на экономическую ситуацию в стране и перспективы ее развития в августе прошлого года, когда «дело ЮКОСа» только набирало обороты («Ко» № 30 от 11 августа 2003 «Ожидания – страшная сила»). Следующее анкетирование по тому же списку вопросов было проведено вскоре после ареста Михаила Ходорковского* («Ко» № 42 от 3 ноября «Глухая оборона»).

С тех пор конфликт нефтяной компании и ее акционеров с властью прошел несколько этапов эволюции. Несмотря на многочисленные попытки найти компромиссный вариант и «разрулить» ситуацию до суда бывшие руководители ЮКОСа и Group MENATEP Михаил Ходорковский и Платон Лебедев оказались на скамье подсудимых по обвинению в экономических и уголовных преступлениях. Сама компания, третья по величине в стране, находится на грани банкротства. Летом 2003 года подобное развитие сюжета мало кто предполагал. По данным опроса, проведенного ВЦИОМом, в июле прошлого года только 8% респондентов считали вероятным, что все закончится разгромом (продажей, национализацией) нефтяного концерна. Более 28% предполагали, что власть и владельцы компании «договорятся» и дело будет спущено на тормозах. По мнению 17%, целью тогдашних действий Кремля и прокуратуры была демонстрация силы, и вся история должна была вскоре закончиться. Напомним, «вскоре» тогда означало «после президентских выборов». Еще 11% вообще не верили в успех затеянной комбинации и рассчитывали, что под нажимом российских олигархов, политической и бизнес-элиты зарубежных стран власти придется уступить и отказаться от судебного преследования. Сегодня очевидно, что большинство ошибалось, а ближе всех к истине оказалось пессимистично настроенное меньшинство.

Разительное несовпадение массовых ожиданий и реальности, очевидно, не могло не отразиться на отечественном бизнесе. Выяснить, насколько сильно повлияли события последних 12 месяцев на повседневную жизнь и планы средних российских компаний, могло только повторное обследование этой группы.

Для сохранения «чистоты эксперимента» при проведении нынешнего опроса мы решили придерживаться трех принципов, использованных при предыдущих опросах. Во-первых, нейтральности. Основным условием участия компании в опросе было отсутствие у нее акционерных или иных существенных обязательств перед сторонами, вовлеченными в конфликт. Во-вторых, ставка была сделана на опрос топ-менеджеров и владельцев компаний, то есть «агентов рынка», тех, кто непосредственно принимает решения, предопределяющие будущее, и чьи ожидания это будущее формируют.

В-третьих, мы придерживались принципа максимальной репрезентативности. К сожалению, соблюсти его удалось не вполне. Несмотря на то что у респондентов была возможность дать ответы анонимно, многие категорически отказались от участия в опросе, мотивировав это нежеланием привлекать к себе «заинтересованное» внимание силовых органов. В итоге, ответы прислали 69 компаний (для сравнения: год назад их было 83). На наш взгляд, такой результат тоже можно считать косвенным ответом на поставленные вопросы.

 

Частная угроза

 

Анкета, предложенная компаниям, включала три вопроса. Разительные перемены, произошедшие в сознании бизнесменов, стали очевидны после анализа ответов на первый: «Считаете ли вы, что атака силовых ведомств на представителей крупного бизнеса угрожает институту частной собственности в России?» Как видно на графике А, в августе 2003 года ни один из вариантов ответа не мог претендовать на доминирование среди выбранных опрошенными. Противоречивая информация о подоплеке конфликта, нехватка времени на ее оценку не оставили тогда даже такой подготовленной аудитории возможности прийти к некоему общему мнению о происходящем. Опрашиваемые разделились на две почти равные группы, настроенные прямо противоположно. После ареста Ходорковского, произошедшего накануне парламентских выборов, в глазах многих конфликт между ЮКОСом и властью окончательно перешел в разряд политических. Этим, в частности, во втором опросе был обусловлен рост числа ответов «не угрожает» и «скорее не угрожает».

Новое исследование зафиксировало резкий рост числа тех, кто убежден в опасности проводимой политики. Почти 60% процентов бизнесменов, принявших участие в опросе, считают, что действия государства в отношении ЮКОСа являются угрозой для института частной собственности в России. Прирост произошел в основном за счет тех, кто сменил оценку со «скорее не угрожает» на «скорее угрожает». Процентные колебания между этими двумя группами вполне сопоставимы.

Судя по комментариям респондентов, выбравших именные, а не анонимные анкеты, у бизнесменов все больше оснований полагать, что «пришли» не только за ЮКОСом. Так, по мнению члена совета директоров крупнейшей сети автосалонов Москвы НП «Автомир» Дмитрия Гулина, «волевые» воздействия властей на крупный бизнес неизбежно дойдут до среднего и мелкого бизнеса. Это вопрос времени». Схожие оценки дали и другие респонденты. Глава одной из крупных туристических компаний, отвечавший на условиях анонимности, выразил опасение, что «опыт, полученный на ЮКОСе, может быть применен к среднему бизнесу, инструментов же защиты у среднего бизнеса гораздо меньше».

Впрочем, у некоторых бизнесменов, выбравших ответ «не угрожает» или «скорее не угрожает» тоже есть аргументы. Генеральный директор страхового общества «Россия» Марат Айнетдинов не видит угрозы для мелких и средних бизнесменов. Однако с крупным бизнесом дело обстоит иначе. По мнению Айнетдинова, «дело ЮКОСа» поставило под сомнение не только систему судебной защиты, но и роль государства как регулятора рынка. «Зачастую государственный чиновник – участник рынка, который призван регулировать. И здесь возникает столкновение коммерческих интересов, которое разрешается нерыночным способом. Непродление или досрочный отзыв лицензии, претензии налоговых органов, различные «черные списки» в таких ситуациях становятся решающими аргументами. О добросовестной конкуренции и этическом бизнесе в таких случаях, к сожалению, говорить не приходится, так же как и о неприкосновенности частной собственности», – резюмирует бизнесмен.

Еще более категоричен председатель совета директоров туристической компании «Сеть магазинов горящих путевок» Андрей Озолинь: «За последние годы цена решения вопросов поднялась многократно, и новую элиту сегодня образует не бизнес-сообщество, а чиновники. Свобода, не закрепленная в институтах гражданского общества, несет угрозу и будущим владельцам отбираемых сегодня ресурсов: мог ли Михаил Ходорковский несколько лет назад предполагать такой излом своей судьбы? Но олигархи думали о временной целесообразности – в точности так же, как мыслит сегодня новая зарождающаяся элита».

 

Притушенный свет

 

Отметим, что, как и прежде, оценивая противостояние власти и крупного бизнеса, средние предприниматели далеки от панических настроений. Число тех, на чьей деятельности преследование ЮКОСа сказалось существенно, даже сократилось. Однако почти в два раза увеличилось количество компаний, «задетых рикошетом». Около 61% (34% и 37% по предыдущим опросам) респондентов заявили, что события последних месяцев вокруг ЮКОСа негативно повлияли на деятельность и планы компании.

Директор по развитию бизнеса телекоммуникационной компании «Артезио» Игорь Тихий считает, что на средний бизнес «дело ЮКОСа» влияет главным образом опосредованно через уменьшение доверия к правовым механизмам решения налоговых и хозяйственных споров. В результате у частного бизнеса появляется желание максимально удалить свои финансовые ресурсы от государства. По словам же генерального директора ТПК «ФЕЛИКС» Ильи Кондратьева, в последнее время они столкнулись с тем, что «клиенты придерживают финансовые средства, которые планировали вложить в приобретение недвижимости, офисной мебели».

По наблюдениям «макаронного короля» Валерия Покорняка, возглавляющего торговую компанию «Алтан», уже сейчас крупные компании, хоть и не говорят об этом, постепенно сворачивают свои региональные проекты. Иностранные компании тоже недоверчиво смотрят в сторону России. Вкладывать деньги могут только крупные транснациональные корпорации, но их не так уж много.

С точки зрения влияния на фондовый рынок проблему прокомментировал председатель правления Вэб-инвест банка Александр Винокуров. «Многие наши потенциальные клиенты, которые раньше хотели выпускать акции или облигации, теперь пересмотрели свои планы. Они считают, что ЮКОС и его акционеров погубило необходимое для выхода на фондовый рынок раскрытие информации. Хотя на самом деле это конечно же не так. Олигархи пытаются уходить «в кэш», пересматривают свои планы. Но на наши планы «дело ЮКОСа» повлияло незначительно. А что еще делать? Надо же как-то жить в нашей стране», – размышляет банкир.

 

Оборотни и бизнес

 

Самый негативный результат был получен при анализе ответов на третий вопрос – об изменениях в отношениях бизнеса респондентов и государственных контролирующих органов. Более 20% компаний считают, что за прошедший год они серьезно ухудшились, и связывают это с общественной атмосферой, возникшей в связи с «делом ЮКОСа». Год назад число таких «пострадавших» было в два раза меньше. То есть речь идет все-таки не о статистической погрешности, а о реально существующей тенденции. В этой связи очень характерным является комментарий, который дал менеджер крупной туристической компании. «Сделал для себя вывод: в нашей стране становиться большим и заметным если не опасно, то по крайней мере неуютно. А как тогда консолидировать ресурсы и отстраивать большой цивилизованный бизнес?»

 

* Признан в России иностранным агентом.