Время рискованных экспериментов
Эксперты АЭД считают, что замедление темпов роста аудитории сигнализирует о скором насыщении рынка. В условиях, когда число пользователей электронных платежных систем не растет, участники рынка начинают искать нестандартные ходы, чтобы обеспечить себе дальнейшее развитие. Например, компания RBK Money фактическим прибегла к демпингу - она стала чуть ли не первой в мире платежной системой, отменившей комиссии для пользователей по всем операциям пополнения, оплаты, переводов и снятия средств. "Все комиссии платежных систем должны быть заложены в цену товара, точно так же, как заложена туда логистика, аренда помещений магазина или оплата труда продавцов, - поясняет управляющий партнер RBK Money Андрей Морозов. - Продавцы тоже чувствуют несправедливость ситуации, когда покупатель переплачивает при совершении платежа, но сами решить эту проблему не могут - слишком высоки затраты, а маржа бизнеса падает. И главное, есть вопрос конверсии: покупатель делает заказ на сайте, а потом приходит к платежному терминалу и неожиданно видит комиссию в 10-15% к сумме покупки. Какая часть клиентов совершит оплату, столкнувшись с таким "сюрпризом"? Поэтому, как только мы достигли оборота, который позволил получить от наших основных партнеров - банков, терминальных сетей, салонов связи - хорошие условия по приему платежей, просто взяли и отменили комиссии для пользователей, а затраты на это разделили с интернет-магазинами". Реализация проекта заняла около трех месяцев.
Вышли из тумана
Зарегистрированная на туманном Альбионе, а точнее в Лондоне, RBK Money позиционирует себя как "высокотехнологичная международная компания, предоставляющая все виды электронных платежей и инновационные банковские продукты". По данным компании, число пользователей ее услуг превысило 2,5 млн. В 2012 г. RBK Money исполнилось десять лет. История ее начинается в 2002 г., когда была образована компания RUPay. Иницатором создания платежной системы был интернет-предприниматель Юрий Чайка, известный в качестве основателя нескольких проектов электронных систем (AutoPay, RUPay, MoPay и др.). Разработчики системы из компании Чайки RUPay Financials Ltd. ставили перед собой цель - облегчить платежи между гражданами РФ и Украины, отсюда и первые буквы в названии. Практически с самого основания компания была доступна для российских пользователей, которые могли оплачивать товары и услуги интернет-магазинов посредством банковских переводов. В 2008 г., когда число пользователей достигло 250 000 и к системе при этом было присоединено 6000 интернет-магазинов, RUPay стала частью холдинга "РБК" - группа компаний выкупила 74% RUPay, 26% остались у основателей, причем существовала версия, что поглощение было недружественным. Сумма сделки не раскрывалась, но неофициально речь шла о $5 млн.
После ребрендинга компания получила название RBK Money, чем окончательно ознаменовала выход на российский рынок. В 2009 г. холдинг "РБК" в результате финансового кризиса потерял контроль над телеканалом "РБК-ТВ", информационным агентством "Росбизнесконсалтинг" и газетой "РБК Daily": в июле 2009 г. акционеры РБК договорились с группой "Онэксим" о покупке последней дополнительной эмиссии в 51% акций компании "РБК-ТВ Москва", контролирующей большинство активов РБК. На данный момент контрольный пакет ОАО "РБК" (51%) через кипрскую фирму Pragla Limited контролируют структуры Михаила Прохорова. "Целью сделки являлась интеграция платежной системы с интернет-ресурсами РБК и дочерних компаний, а также дальнейшие инновации и построение лидирующего бренда на рынке электронных платежей", - сказал "Ко" Андрей Морозов.
Об успехах RBK Money судить трудно, поскольку свой оборот компания не раскрывает. По данным пресс-службы, в 2011 г. доходы RBK Money выросли в шесть раз: во втором полугодии ежемесячный рост доходов компании составлял в среднем 20%; оборот по приему платежей с банковских карт на конец отчетного периода (декабрь 2011 г.) увеличился более чем в десять раз по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.; количество совершенных в системе транзакций выросло в 5,8 раза; список подключенных к системе интернет-магазинов из России и зарубежных стран расширился на 4039 (с 20 304 до 24 343) магазинов. И все же претендовать на однозначное лидерство в обозримом будущем у компании вряд ли получится, даже несмотря на уникальность предложения по отмене комиссий. "Я не думаю, что конкурирующие сервисы ("Яндекс.Деньги", WebMoney, "Деньги@Mail.ru") также обнулят комиссии: они слишком велики для этого, - комментирует аналитик "Инвесткафе" Илья Раченков. - Я уверен, что если RBK Money получит такую же популярность, что и "Яндекс.Деньги", то для поддержания ее деятельности также потребуется ввести комиссии. Главное направление совершенствования услуг платежных сервисов в ближайшие годы, по моему мнению, в дальнейшей интеграции с услугами интернет-банкинга".
Но дело даже не в предлагаемых компаниями-конкурентами услугах. Специфика рынка электронных платежей в России делает умозрительным любое лидерство.
Приключения электронных денег в России
Феномен отсутствия четкого лидера на отечественном рынке электронных платежей возник вместе с рынком, начавшим формироваться на рубеже 2000-х годов. Повсеместно стали возникать системы интернет-платежей, основанные на концепции "электронных денег": это известные почти всему миру PayPal, Moneybookers, а в России - WebMoney, "Яндекс.Деньги" и RBK Money. Последние предлагали примерно одинаковый набор услуг - функционал "электронного кошелька", который можно было пополнить наличными или банковским переводом, отправка средств другому пользователю или в интернет-магазин и вывод обратно в "реальные" деньги. С тех пор почти у каждой системы интернет-платежей появилась своя специализация, и, конечно, пришли новые игроки.
К фаворитам рынка сегодня относят "Яндекс.Деньги", WebMoney, QIWI, RBK Money и "Киберплат". По итогам 2010 г. именно на WebMoney приходится большая часть (до 90%) всего оборота электронных небанковских платежей. "Лидеры, безусловно, есть, но каждая компания имеет свою специализацию, и напрямую их сравнивать некорректно, - рассуждает Андрей Морозов. - К примеру, наш бизнес - оплата покупок, а не пополнение счетов сотовых телефонов или денежные переводы между пользователями. Другой пример: мы не являемся "закрытым" электронным кошельком, в отличие от компаний, с которыми нас сравнивают чаще всего. Поэтому спорить о том, кто лидер, можно бесконечно".
Неопределенность с лидерами - не единственная "специфичность" российского рынка. Во многом его бурное развитие в последние годы - всего лишь попытка догнать глобальные рынки. Наш рынок пока "застрял" в эпохе платежных терминалов. Одной из основных проблем для роста рынка, по оценкам экспертов, была и частично остается упорная приверженность наших сограждан к оплате наличными. "В России, в отличие от США или Европы, в сфере расчетов доминируют наличные, а популярность банковских карт и "классических" банковских расчетов невелика, - констатирует председатель совета ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов. - Поэтому рост электронных платежей был обусловлен спросом - потребителям были нужны инструменты для удаленных и мгновенных микроплатежей, совершаемых в повседневной жизни".
Этот спрос во многом не изменился до сих пор, но теперь клиенты стали еще более требовательными к интерфейсам, скорости и функционалу. Пользуясь ситуацией, компании наперебой предлагают различные приложения и устройства для электронных платежей: Google в мае 2011 г. запускает Google Wallet - приложение для смартфонов на базе Android, позволяющее расплачиваться с телефона; американский провайдер электронных и онлайновых платежей Dwolla анонсирует выход приложения Proxy с примерно аналогичными функциями; основатели Twitter создают миниатюрный считыватель пластиковых карт Square, подключаемый к ноутбуку и iPhone. И подобных примеров в мире с каждым днем все больше. "Рынок электронных платежей в данный момент очень "горячий", - отмечает Андрей Морозов. - Во всем мире появляется огромное количество инноваций, и некоторые из них действительно способны совершить переворот. Мы видим, как Google Wallet и технология бесконтактных платежей NFC, а также Square с приемом банковских карт через мобильный телефон меняют рынок платежей в традиционных, офлайновых магазинах".
Угроза банкам?
Потенциально все это создает угрозу доминирующему положению банковских карт. "Visa и American Express, в свою очередь, запускают собственные "электронные кошельки" и скидочные предложения для клиентов, конкурируют с PayPal и Groupon, - комментирует ситуацию на рынке Андрей Морозов. - PayPal развивает альтернативные технологии мобильных платежей, конкурирующие с NFC и Google Wallet, запускает мобильный прием карточек и сервис скидок, также конкурируя со Square и Groupon. Рынок интернет-платежей тоже "устал" от высоких комиссий по банковским картам, поэтому появляются такие компании, как Dwolla, Stripe, DirectBanking, GoCardless и многие другие".
Банки за ситуацией следят внимательно, но без особого волнения. Например, в конце 2011 г. в СМИ появилась информация о том, что Сбербанк будет новым собственником RBK Money, что позволит ему выйти на рынок электронных платежей и сразу получить там значительную долю. В RBK Money факт переговоров о сделке подтверждали, но в итоге активы RBK Money остались у прежних владельцев. По мнению ряда экспертов, срыв сделки со "Сбером" можно расценивать как показатель недостаточной готовности банков всерьез воспринимать электронные платежи как конкурентов банковским картам. "Подобные проекты (NFC, Google Wallet и т.д.) - это своего рода альтернатива определенной категории платежей по банковским картам, - считает Елена Биндусова, директор департамента платежных систем СМП-банка. - Иногда это удобнее при проведении некоторых платежей для клиента. Однако у таких технологий функционал уже, чем, например, у чиповых карт с возможностью бесконтактной оплаты. Если сравнивать данные проекты с проектами международных платежных систем - такими, как PayWay и PayPass с применением чипа, то становится очевидно, что, помимо бесконтактной оплаты, здесь могут быть реализованы дополнительные сервисы, включая программы лояльности. Современные чиповые технологии в области банковских карт - это результат конкуренции, так банки реагируют на появление различного рода возможностей электронных платежей, развивая свои услуги. В России применение PayWay и PayPass пока крайне мало, но через пару лет, вполне возможно, эти технологии получат широкое распространение и у нас".
Игроки банковского сектора признают, что на рынке наблюдается тенденция по размыванию границ между традиционными финансовыми платежными инструментами (картами) и новыми, каковыми являются бескарточные способы оплаты с помощью реальных денег и виртуальные деньги ("денежные суррогаты"). "Не буду отрицать, что интерес к данному рынку у нас есть, - признался "Ко" Владислав Вербин, вице-президент, директор департамента банковских карт "Ренессанс Кредит". - Однако пока мы не видим, как наш банк, специализирующийся на потребительском кредитовании, может привязать свой бизнес к сфере электронных платежей, которые в первую очередь представляют собой финансовые инструменты, используемые как средство для расчета, а не для выдачи займов".
По мнению банковских аналитиков, новые технологии еще не скоро вытеснят привычные платежные инструменты. "Мы не исключаем, что в будущем какая-то часть платежей станет осуществляться с помощью небанковских карт, - говорит Владислав Вербин. - При этом за счет человеческой инерции (инерции поведения, инерции привычки) традиционное использование банковских карточек сохранится в течение еще очень долгого времени".
А вот крупные игроки рынка электронной коммерции уже всерьез озаботились созданием и развитием других программ, в различных сочетаниях интегрирующих пластиковые карты, средства связи и "электронные кошельки". Например, "Яндекс.Деньгами" можно пополнить счет "Подорожника" - бесконтактной карты, используемой в Санкт-Петербурге для оплаты проезда на всех видах общественного транспорта. "Важность решения задачи по увеличению доли безналичного оборота в расчетах заявлена в России на государственном уровне, - рассказывает о перспективах сегмента генеральный директор QIWI Андрей Попков. - Полагаю, что электронные платежи в офлайн-сфере уже в текущем году будут активно развиваться и популяризироваться. Для этого в нашей стране есть все предпосылки. Заинтересованность в создании пластиковых карт, привязанных к абонентскому счету, уже проявили операторы сотовой связи, также вполне реальны аналогичные проекты на базе подарочных карт. В дальнейшем операторы электронных платежных услуг станут стремиться к упрощению процессов оплаты, а в качестве идентификаторов будут в большей степени использоваться номера мобильных телефонов".
За все надо платить
Удобство электронного кошелька отрицать трудно. Но за очевидными для пользователей плюсами мобильных и электронных платежей могут крыться разной степени неприятные сюрпризы - плата за свободу от наличных платежей. И дело даже не только в вопросах безопасности, которые, по мнению экспертов, тормозят развитие мобильных платежей.
"Существует гипотеза, что крупные мировые бизнесмены, так называемое "мировое правительство", заинтересованы в финансовом контроле населения, - поясняет президент Антиглобалистского движения России Александр Ионов. - Заблокировав электронную карту, можно оставить без средств к существованию любого человека в любой момент. Это и есть финансовый контроль. Кроме того, хотя в РФ и существует федеральный закон "О защите персональных данных", по факту он никого ни от чего не защищает. И пока Интернет не станет регулируемой внятным законодательством средой, ни один пользователь не может рассчитывать на полную безопасность".
Регулировать виртуальное пространство - задача, безусловно, нелегкая. Может быть, когда-нибудь и появится то самое "внятное законодательство". Пока же, бездумно поставив галочку в окошке "пользовательское соглашение", адепты электронной коммерции относительно спокойно наслаждаются благами цивилизации.
Способы осуществления регулярных платежей (оплата услуг ЖКХ, телефона, штрафов, кредитов и др.)? *, % от респондентов |
||
|
Апрель 2011 года |
Ноябр, 2011 г. |
Через кассу в отделении банка |
68 |
59 |
Через банкомат |
35 |
28 |
Через платежный терминал ("Элекснет", "Киви" и др.) |
35 |
24 |
Через "Почту России" |
33 |
42 |
В салоне сотовой связи через оператора |
15 |
10 |
В кассе магазина |
8 |
3 |
Банковской картой через Интернет |
3 |
3 |
Со счета мобильного телефона |
2 |
2 |
Электронными деньгами (Webmoney, "Яндекс.Деньги" и др.) |
1 |
2 |
Через личный кабинет системы интернет-банк |
1 |
1 |
Через "Мобильный банкинг" |
0 |
1 |
Другое |
4 |
8 |
* Сумма ответов превышает 100%, т.к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. |
||
Источник: НАФИ |