Время самореализации: российскому предпринимательству пора проявить себя
Россия не откажется полностью от торгового оборота с азиатскими странами, даже при усилении давления США и Запада. Однако уже сейчас российская экономика готова подстраховать себя и справляться самостоятельно. Перед промышленностью поставлена задача развиваться - быстро и серьезно. В том числе в высокотехнологичном производстве и машиностроении: это касается и канатного оборудования. В этой сфере Россия не только конкурентоспособна Европе, но и превосходит по уровню китайские разработки.
Честная конкуренция поборется с импортом
Май начался в мировой экономике с нового пакета санкций, которые ввел Минфин США против России. Причем, кроме российских юридических лиц, в санкционный список вошли компании из Азербайджана, Бельгии, Китая, Словакии, Турции и ОАЭ. Госдеп объясняет свои действия в отношении зарубежного бизнеса тем, что он помогает Москве обходить санкции и закупать оборудование за рубежом.
КНР уже выступила против подобных санкций Штатов. А российский посол в США Анатолий Антонов назвал новые санкции США «винегретом», и русофобскими действиями Штатов, отметив, что «США пытаются запугать партнеров России, в том числе Китай, стремясь перекрыть каналы нормального внешнеторгового сотрудничества».
Тем временем на совещании по экономическим вопросам, прошедшем в конце апреля, Президент РФ Владимир Путин призвал и федеральные власти с профильными ведомствами, и руководство регионов стимулировать инвестиционную деятельность. Активизация импортозамещения логична в условиях нагнетания санкций: России нужно быть готовой к ситуации, когда не на кого будет опереться и придется обеспечивать страну собственным производством и удовлетворять растущий спрос внутреннего рынка, заметил глава государства: «В первую очередь за счет увеличения собственного выпуска товаров и услуг - более конкурентных по сравнению с зарубежными поставщиками. То есть надо осваивать, занимать свой собственный рынок, вытеснять импорт». Президент России подчеркнул, что это должно происходить не силами административного ресурса, а за счет честной рыночной конкуренции.
Металлургия, машиностроение, высокотехнологичное производство — эти сферы экономики сейчас проявляют наибольшую активность. Высокую инициативность показывают, например, производители, которые могут обеспечить своей продукцией внутреннюю инфраструктуру территорий. А это важно и для отрасли туризма в том числе.
Любой как действующий, так и новый курорт требует сегодня современного окружения — начиная с дорог и заканчивая оборудованием мест отдыха. На горнолыжных курортах важнейшая, пожалуй (и при этом самая сложная и технологичная), часть оборудования — это канатная дорога. И сегодня в стране уже не только создаются, но и успешно работают компании, которые могут обеспечить российский рынок собственными канатными подъемниками. Заметим, что Владимиру Путину во время его визита в Торжок в марте 2024 года рассказали об одном таком производстве – завод «ТверьКанатДор» строится в Тверской области, в особой экономической зоне Эммаусс. И на российских курортах уже скоро появятся отечественные канатки: на склонах Мурманской области, в Сочи, в Архызе. Между прочим, фуникулер на Воробьевых горах в Москве тоже создан российской компанией и отлично себя показал.
Не по сезону
Учитывая, что европейские бренды подъемников перестали работать с Россией уже весной 2022 года, а обеспечить бесперебойность работы внутреннего горнолыжного туризма нужно, крайне важно усилить развитие собственных кадров и собственных технологий в этой сфере.
Да, есть и китайские варианты, которые могут прийти на российский рынок. И не только могут – но даже хотят. Скажем, в Китае есть мелкие производители канаток, но они даже в КНР занимают все вместе около 3% рынка. Значимую часть рынка там покрывают те же европейские бренды — 25% у Bartholet и 22% у Doppelmayr. А остальные 50% занимает китайская компания BMHRI. Между прочим, такой расклад показывает, что Китай разумно привлекает к себе качественные западные бренды подъемников — а свое как раз готов отправлять на экспорт, потому что европейское качество все же неоспоримо выше.
BMHRI и пытается выйти на Россию со своими канатными дорогами. Ее представители уже вели переговоры в ряде регионов России, но до практической реализации дело пока не дошло. И нельзя исключить, что тому есть веские причины. Почему-то российские заказчики (то есть те же самые курорты — либо местные власти) не готовы быстро принять решение, чтобы поставить у себя китайский подъемник. Возможно, дело в небезопасности китайского подъемного оборудования. Или боятся вторичных санкций США. Ведь если Китай приостановит процессы сотрудничества с Россией, его канатные подъемники – если они будут установлены на российских курортах — тут же лишатся постоянного сервисного контроля и обслуживания, не говоря уже о поставках комплектующих, запчастей, важнейших рабочих механизмов и узлов этого сложного оборудования.
Кроме того, в России действуют довольно жесткие требования к подъемному оборудованию, львиная доля критериев касается надежности. О том, что подобное импортное оборудование просто не сможет выдерживать русские морозы, говорят и эксперты. Например, председатель Технического комитета по стандартизации ТК 289 «Краны грузоподъемные и машины непрерывного транспорта» Росстандарта Георгий Плотников в интервью «Интерфаксу» предупреждал, что некачественное либо бывшее в употреблении зарубежное оборудование «не соответствует установленным в России требованиями технического регламента таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования" (например, рассчитана для эксплуатации при температуре до минус 20 градусов, что не соответствует нашим климатическим условиям от плюс 40 до минус 40 градусов)».
Подтверждение его слов — ЧП на одном из китайских курортов в северо-западной провинции Синьцзян, случившееся в нынешнем горнолыжном сезоне в декабре 2023 года: из-за внезапных морозов там оборвался трос подъемника, люльки застряли на высоте 40 метров, люди подверглись опасности. Курорт был закрыт для ремонта канатной дороги более чем на 2 дня.
Получается, китайский подъемник не просто небезопасен с точки зрения качества – он не выдержал холода. Значит, к суровым климатическим условиям камчатских, магаданских, алтайских и сибирских курортов оборудование технологически не подходит. Между прочим, алтайский курорт «Манжерок» (развивается Сбербанком) очень внимательно анализирует рынок, стараясь определить самые лучшие предложения, об этом говорил на недавнем горнолыжном форуме «Сила гор. Шерегеш» на Кузбассе председатель совета директоров курорта Иван Морозов. Он также отметил, что китайское канатное оборудование еще и устарело. Поэтому перед курортами и стоит задача внимательно выбрать производителя и поставщика.
Ставка на отечественный бизнес
Экономика России не будет полностью отвергать сотрудничество с Китаем. Владимир Путин, как планируется, может нанести свой первый зарубежный визит в КНР после своей пятой инаугурации во второй половине мая. И в ходе переговоров, конечно, будет обсуждаться и экономическая повестка. Однако есть те сферы производства, которые Россия вполне способна закрыть самостоятельно, и производство канатных подъемников одна из них. По оценкам самих отечественных компаний-производителей канатного оборудования, у них вполне есть возможность «закрыть все потребности российского рынка с перспективой на 20 лет вперед и обеспечить высокий уровень, не хуже европейского, производимого в России оборудования», так утверждает генеральный директор компании «РУСЛЕТ» Дмитрий Сидорович.
Российский экономист, глава Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич считает, что сотрудничество России с Китаем — «естественный геополитический альянс», и Китай помог России почти безболезненно пройти период переключения с торговли с Западом на партнерство с Азией. Однако сегодня наступает момент, когда этот активный интерес Китая к России наоборот стоит понизить: «Это торговое сотрудничество, думаю, уже близится к пределу. Основная часть товарооборота, которая была охвачена Китаем, уже исчерпана. Поэтому можно прогнозировать, что такого бурного роста торговли Китая с Россией уже не будет, все стабилизируется».
Российское правительство, считает эксперт, в состоянии определить концепцию движения собственной экономики: «Там, где мы не можем быстро обеспечить развитие наших собственных предприятий, можно допускать импорт. Но там, где мы сами способны работать и производить, нужно создавать для отечественного бизнеса удобные конкурентные условия. Это те же налоговые преференции, льготное кредитование и так далее. И определенная база для этого уже создана».