Top.Mail.Ru
архив

Время собирать банки

Авторам банковской реформы – новоиспеченному совладельцу «Ингосстраха» Александру Мамуту и президенту Альфа-банка Петру Авену есть чему радоваться. Их скорбный труд в отличие, скажем, от энергетического реформаторства главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса или «жилищно-коммунальных» усилий министра экономического развития Германа Грефа – не пропал.

Хотя «верхи» в лице правительства и ЦБ и здесь не проявляют особого рвения. «Низы» же – частные банковские инвесторы – явно следуют курсом, заданным Авеном и Мамутом.

Иначе трудно объяснить ту страсть к слияниям, которая в последнее время обуяла отечественные банки. Только в течение прошлой недели о консолидации своих банковских активов объявили группа МЕНАТЕП (Доверительный и инвестиционный банк и «МЕНАТЕП СПб» создают холдинг) и «Базовый элемент» (Олег Дерипаска присоединяет к «Ингосстрах-Союзу» АвтоГАЗбанк, Сибрегионбанк и Народный банк сбережений).

Есть еще альянс Росбанка и МФК, «НИКойла» и Автобанка (правда, с поправкой на сопутствующие этой сделке судебные перипетии). Не говоря уже о банковской коллекции «Группы МДМ», владельцы которой не раз заявляли о намерении перевести МДМ-Банк, Петровский народный банк, Комисоцбанк, Выборг-банк и Мурмансксоцкомбанк, Уралсибсоцбанк и Инкасбанк на единую акцию. (Видимо, подобные обещания были даны и покупателям недавно выпущенных «Финансовой группой МДМ» еврооблигаций на $125 млн.)

Очевидно, олигархи консолидируют банковские активы не от хорошей жизни. Ведь с точки зрения налогового планирования и сохранности финансовых потоков целесообразнее иметь несколько опорных банков. Но, как отмечает председатель правления ДИБа Илья Юров, «ни один частный банк не адекватен современному развитию российской экономики». ЮКОСу, «Норильскому никелю», «Русалу» или «ЛУКойлу» нужен качественно иной уровень финансовых услуг.

Банковские активы для большинства этих корпораций превратились в некое подобие чемодана без ручки – нести тяжело, а бросать не хочется. Общемировая стагнация банковского сектора и «бухгалтерские скандалы» в США существенно затруднили поиск инвесторов за рубежом. Понятно, что Citigroup, несмотря на острую потребность работать с российскими частными вкладчиками, скорее предпочтет открывать отделения с нуля, чем покупать розничную сеть Альфа-банка вместе со «скелетами в шкафу».

Зато альянс инвестиционного и коммерческого банков – по примеру МФК и Росбанка, ДИБа и «МЕНАТЕПа СПб», «НИКойла» и Автобанка – при всей логичности и исторической предопределенности первых двух объединений повышает шансы по привлечению сторонних акционеров. Так получилось, например, с Росбанком, которому благодаря интеграции с МФК удалось вернуть расположение «Сургутнефтегаза».

И дело даже не в суммировании капиталов и активов или «возможности предоставления более широкого спектра финансовых услуг». Просто в России сейчас наблюдается бум инвестиционного банкинга (главным образом это касается организации выпусков корпоративных облигаций). Тот же ДИБ демонстрирует редкую для отрасли прибыльность – на 1 января 2002 года чистая прибыль банка превысила $23 млн, а доход на акционерный капитал составил 20,26%. В связи с этим не удивительно стремление инвестиционщиков сохранить заработанное и диверсифицировать свой бизнес, вложившись, например, в ритейл – пусть порой это и делается в угоду амбициям отдельных менеджеров, как в примере с «НИКойлом». Во всяком случае, представлялся бы более логичным альянс последнего с «Петрокоммерцем».

Впрочем, недавнее открытие отделений Ситибанка в Москве только усугубляет конкурентную ситуацию, а стало быть, делает коммерческие банки более сговорчивыми.

Еще по теме