Время забирать камни

Свежий проект указа президента Путина «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов», подготовленный в недрах президентской администрации, полностью меняет нынешнюю систему работы алмазного рынка России, да и не только ее.

 

Сейчас в стране есть только два экспортера алмазов – добывающая компания «АЛРОСА» (она отвечает за экспорт собственных камней, за алмазы из Гохрана РФ и из Госфонда Якутии) и подразделение Минфина ГУП «Алмазювелирэкспорт» (на его совести так называемые 5-процентные «контрольные отрезки» – камни из текущей добычи «АЛРОСА», которые поставляют на свободный рынок). Теперь их будет значительно больше. Правом экспортировать алмазы будут наделены ограночные предприятия – их в России около 130, – которые по каким-то причинам захотят избавиться от части своих камней. Правда, торговать этими камнями будет «Алмазювелирэкспорт», которому доверят также алмазы из якутских и из федеральных запасов. Так что Минфин в лице «Алмазювелирэкспорта» будет в значительной степени контролировать экспортные потоки.

Но это если говорить о «белом» экспорте. А будет еще и «черный». Обязательно будет, потому что указ возобновляет запрещенную несколько лет назад давальческую огранку алмазов за границей. Много бы мы дали, чтобы узнать, кто же будет контролировать «черный» экспорт!

Несколько лет назад незаконная торговля алмазами под видом давальческой огранки приобрела столь массовый характер, что партнер компании «АЛРОСА» – De Beers потребовал прекратить наконец это безобразие. Прекратить-то прекратили, но кусок оказался таким аппетитным, что те, кто нюхал его хотя бы раз, снова нарушают законодательство РФ, лишь бы выйти на центральную площадь города Антверпена с якутскими алмазами, зашитыми в подкладку смокинга.

 

По-черному

19 января в «Шереметьеве-2» взяли с поличным нескольких подданных Королевства Бельгии. Следствие выяснило, что бельгийцы применяли простую и популярную у контрабандистов схему вывоза российских камней. Некое как бы ограночное СП с бельгийским участием покупало у «АЛРОСА» алмазы и тайно переправляло их за границу. Параллельно оно тайком же ввозило в Россию готовые бриллианты, а затем уже открыто экспортировало их же, рассказывая таможенникам байки про то, что эти бриллианты произведены из сырья, закупленного у компании «АЛРОСА». Сколько всего алмазов вывезли контрабандисты – следствие не говорит, сообщая лишь, что в роковой для граждан королевства день 19 января через таможенную границу переместили 12 200 алмазов общей стоимостью $360 тыс.

История эта не единственная, и честь изобретения описанной выше схемы принадлежит не нашим бельгийцам, которые сейчас знакомятся с материалами уголовного дела. В конце прошлого года следственный комитет при МВД РФ даже обратился в правительство с предложением пересмотреть законодательство в части, касающейся учета алмазов. «В настоящее время не существует единых правил учета и хранения драгоценных камней, что мешает должному контролю за их обращением и создает предпосылки для разного рода махинаций», – сказал на брифинге в МВД начальник отдела по расследованию преступлений в сфере незаконного оборота природных драгоценных камней Николай Гончаров. И правда, скандалы такого рода имели место и в прошлом, и в позапрошлом году. «АЛРОСА» отбивалась: дескать, мы же не знали, что они жулики. А как только узнали, с негодованием отлучили от своего бизнеса.

 

Нас ждут в Антверпене

Но на место таких отлученных упорно приходят новые. И так будет до тех пор, пока сохраняется нынешняя система поддержки отечественной ограночной промышленности.

Напомним, что несколько лет назад правительство решило сделать Россию великой ограночной державой. В пример сторонники этой идеи приводили Израиль. Действительно, вот страна: в недрах ее ни карата, а гранят с каждым годом все больше и больше. Пьют нашу кровь. Пусть выкусят – сами будем гранить.

Так было принято историческое решение поставлять De Beers лишь то, от чего откажутся российские предприятия. Известное прошлогоднее постановление правительства № 215 закрепило эту мысль на практике. В постановлении сказано, что экспортные квоты «АЛРОСА» получает только после того, как Минфин с Минэкономики подсчитают «количество алмазов, экономически целесообразных для обработки российским перерабатывающим организациям, имея в виду возможно полное обеспечение» их алмазами для обработки в России. Сказано – сделано: только треть своей добычи «АЛРОСА» отправляет на экспорт, а внутренние поставки медленно растут. Так, в 2000 году «АЛРОСА» на 25% увеличила поставки членам Ассоциации российских производителей бриллиантов по сравнению с 99-м. В 2001-м, как нам рассказали в ассоциации, «АЛРОСА» полностью закроет потребность российских огранщиков в алмазах, увеличив внутренние продажи еще на 30%.

 

СПРАВКА

В 2000 году объем добычи АК «АЛРОСА» составил $1,623 млрд, суммарный объем реализации алмазов и бриллиантов – $1,542 млрд. Бриллиантов было произведено на &89 млн, что на $44 млн больше, чем в 1999-м. В 2001 году добыча АК составит $1,640 млрд.

 

«АЛРОСА» всегда крайне неохотно отвечала на вопросы о ценовых и временных  преференциях, которые она дает российским огранщикам. Непонятно, дает ли она их по своей собственной инициативе или же под нажимом властей. Тем более что некоторые из них связаны с компанией давними партнерскими отношениями, как, например, смоленский «Кристалл», а другие – даже родственными, ведь «АЛРОСА» и сама с недавних пор занялась огранкой. Кстати, это обстоятельство вызывает критику главы Гохрана Валерия Рудакова, сказавшего в интервью автору этих строк, что вряд ли «АЛРОСА» создаст равные условия для своих и чужих ограночных предприятий, а это уже не рынок, а бог весть что.

Так вот, когда «АЛРОСА» продает алмазы на внутренний рынок, она берет за основу мировую цену, т.е. закупочный прейскурант De Beers. По указанным в нем ценам De Beers покупает алмазы у добывающих компаний во всем мире, он давно стал альфой и омегой алмазного бизнеса – от него пляшут при любых расчетах. Руководствуется им и «АЛРОСА». Но по отдельным категориям камней она дает некоторым своим клиентам «штучные скидки», иногда доходящие до 10%. Дефицитные позиции, наоборот, могут продаваться дороже. Чтобы не запутаться, будем считать, что все наши огранщики получают камни по цене прейскуранта De Beers. И что же они видят?

Они видят, что на мировом рынке эти же самые камни без особого труда можно продать как минимум на 10% дороже. Дело в том, что De Beers, контролирующий более 60% мирового алмазного рынка, перепродает камни партнерам-сайтхолдерам на 10% дороже своего закупочного прейскуранта. Сайтхолдер тоже хочет свой кусок хлеба с маслом, поэтому он, в свою очередь, перепродает алмазы, добавив к их цене еще несколько процентов. Иными словами, российское предприятие, купившее камни у «АЛРОСА» по прейскуранту De Beers, аккуратно обходит таможню и сбывает их где-нибудь в Антверпене или Рамат-Гане, наварив еще 12 – 13% . Зачем при таком раскладе вообще надрываться, гранить, дышать алмазной пылью? Причем, как вы понимаете, алмазы – это не составы с лесом, не МиГи и не нефть. Экспортная операция, как таковая, стоит недорого, поскольку ее объект может уместиться в горсти или кармане, на худой конец – в «дипломате».

 

Без ограничений

Все это к тому, что сейчас контрабандисты, возможно, хотя бы немножко стесняются таможенников. С введением в действие нового указа стесняться будет незачем. Алмазы можно будет вывозить совершенно открыто. Ограночные предприятия получат возможность избавляться от товара, который им не нужен. За границей этот товар у них оторвут с руками. Россия «индийским товаром» (это официальный термин для обозначения определенных видов дешевого некачественного сырья) не интересуется. Здесь слишком дорогая – да-да! – рабочая сила и слишком высокие налоги. Бриллиант получается непомерно дорогим. Такого не надо ни внешнему рынку, ни внутреннему. У нас имеет смысл гранить только хорошие дорогие камни (их доля в объеме добычи «АЛРОСА» составляет около 20%). Именно их 215-е постановление поэтически называет «экономически целесообразными для переработки» в России. И надо же быть такому совпадению, что как раз эти самые камни очень целесообразно обрабатывать и в любом другом месте земного шара. Поэтому контрабандой вывозить их за границу в сыром виде тоже весьма целесообразно.

И вот ограночные предприятия, потрясая постановлением № 215, требуют от добытчиков именно такого рентабельного сырья. Одни – чтобы огранить его, а другие – чтобы нелегально вывезти за рубеж. И поди поймай их за руку, особенно если учесть, что документ разрешает временный ввоз и временный вывоз из РФ и алмазов, и бриллиантов. А также «вывоз... алмазов и бриллиантов в соответствии с таможенными режимами временного вывоза, транзита, переработки вне таможенной территории, реэкспорта, а также экспорт продуктов переработки, отходов уничтожения и обратный вывоз временно ввезенных... алмазов и бриллиантов осуществляются... без количественных ограничений и лицензий...»