Время зрелищ
В Россию начали проникать мультимедийные технологии. Ведущие телекоммуникационные группы решили заработать на развлечениях и впервые в короткой истории мультимедиа весной стали делать масштабные инвестиции в отрасль. АФК «Система» объявила, что намерена построить сеть интерактивного ТВ, вложив в проект более $100 млн. Оператор сотовой связи «МегаФон», контролируемый холдингом «Телекоминвест» и «Альфа-групп», в мае заявил, что собирается пустить телевизионный сигнал прямо на мобильники своих абонентов.
АФК «Система» была обречена на мультимедийный проект: у группы имеются все составляющие этого бизнеса – производители контента, производители оборудования, операторы связи. Запуская проект интерактивного ТВ (им будет заниматься «Система мультимедиа», входящая в дивизион «Система масс-медиа»), АФК «Система» связывает все свои ресурсы единым бизнес-процессом. Передачу сигнала по сети обеспечит принадлежащий группе оператор «Комстар – Объединеннные ТелеСистемы». Часть контента будут производить принадлежащие АФК «Система» студии. Оборудование (приставка к телевизору) будет выпускаться на заводах «Системы» в Зеленограде.
В 2004 году авторы проекта планируют привлечь 100 000 абонентов в Москве и 80 000 в регионах. К 2009-му прогнозируется рост абонентской базы до 500 000 человек в Москве и до 2 млн в регионах. Если все пойдет по плану, через пять лет «Система» будет получать от проекта интерактивного ТВ как минимум $150 млн в год.
«Я могу ориентироваться на опыт «Системы» в развитии мобильной связи. Скептики говорили, что в провинции сотовых телефонов не будет еще долго, – говорит первый заместитель генерального директора «Системы масс-медиа» Николай Репин. – Нечто подобное произойдет и с интерактивным ТВ: как только человек удовлетворяет самые насущные потребности, он задумывается о развлечениях. Сначала ему нужен хлеб, потом он думает о зрелищах».
Интерактивное телевидение позволяет зрителю напрямую взаимодействовать с телеканалом, «заказывать» фильмы или формировать собственную программу передач, а также делать покупки с помощью телевизора.
Проект «МегаФона» не менее любопытен. Весной 2004 года компания объявила, что намерена транслировать на экраны сотовых телефонов передачи РБК-ТВ, «Рамблер-ТВ» и музыкальные клипы. «МегаФон» появился на свет позже федеральных операторов – МТС и «Вымпелкома». Он заметно отстает от них по охвату абонентов (в апреле у МТС было 16 млн абонентов, у «Вымпелкома» 14 млн, а у «МегаФона» только 8 млн) и хочет сделать дополнительные услуги одним из своих главных козырей.
«По нашим прогнозам, к концу 2004-го услугой мобильного телевидения воспользуются порядка 10 000 абонентов, – говорит советник генерального директора «Соник Дуо» (торговая марка «МегаФон-Москва») Роман Проколов. – Это будет хорошим результатом, учитывая, что мобильное ТВ сейчас – это нишевая высокотехнологичная услуга, ориентированная на деловых людей и обеспеченную молодежь».
По мнению аналитика iKS-Consulting Оксаны Панкратовой, проект «МегаФона» – удачный шаг по приучению пользователей к услугам связи третьего поколения (3G), но технология GPRS не позволит передавать картинку хорошего качества, а плохое изображение может внушить пользователю мысль, что все аналогичные технологии – бесполезная игрушка. Роман Проколов возражает. Он уверен, что абоненты останутся довольны качеством картинки.