Все идет по плану ДИТ

01.06.202008:35
Олег Артамонов — руководитель научно-технической экспертизы Партии прямой демократии

Цифровые пропуска и приложение «Социальный мониторинг», которые введены в Москве, показали, что власть не готова вести диалог с экспертным сообществом или пользователями. Кроме того, Департамент информационных технологий (далее — ДИТ) использует сырые наработки, настаивая, что это и есть часть плана.

«Социальный мониторинг» — это приложение надзора за находящимися на карантине людьми, то есть болеющими коронавирусом, теми, кто проживает с ними, и пациентами с ОРВИ. Таких людей в Москве порядка ста тысяч человек. И у них к этому приложению, так же как и у экспертов, масса вопросов. Соблюдающим самоизоляцию уже выписаны десятки тысяч штрафов за ее несоблюдение, смартфоны работают с перебоями, глючат и создают массу дополнительных сложностей пользователям. Претензии экспертов к приложению в основном сводятся к низкому качеству его кода, нестабильной работе и тому факту, что смартфон вообще технически не пригоден для контроля положения человека с заданной точностью. Кроме того, ст. 26.8 КоАП РФ прямо запрещает такие устройства использовать.

Цифровые пропуска — это система, сделанная обязательной для всех жителей города. Пропуск нужен для передвижения по Москве, в том числе в метро, общественном транспорте, на такси или своей машине. Без него вы не попадете в метро, а при поездке на машине получите штраф. Именно в этой системе при проверке пропуска на сервере i.moscow с пользователя бралось соглашение об отправке рекламы сроком на 10 лет.

Итак, сервис проверки цифровых пропусков — а на него отправляются все, кому аннулировали пропуск, выписанный на работодателя, — запрашивает разрешение на отправку рекламы в течение 10 лет. Если по какой-либо причине вам пропуск аннулировали, то, не дав это разрешение, новый вы просто не получите. Алексей Фурсин (руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы (ДПИР)) подтвердил, что действительно всем зарегистрировавшимся будет рассылаться социальная реклама и информация о коронавирусе.

Такое действие абсолютно некорректно как с точки зрения законодательства, так и исходя из обыкновенной порядочности.

Человек, проверяющий пропуск, не имеет возможности дать свое добровольное согласие на получение даже социальной рекламы. Это согласие ему фактически навязывается.

Если бы в сервисе был отдельный пункт «Хочу получать информацию», которую пользователь может принять или проигнорировать, — вопросов бы не было. Абсолютное большинство интернет-магазинов, например, из федерального закона «О рекламе» давно сделали вывод, что такой пункт должен быть отделен от пункта ознакомления с общими условиями сервиса. Ведь закон требует именно информированного и однозначного согласия, согласие же, запрятанное внутрь общего соглашения, вызывает вопросы. К тому же никакой необходимости подписывать пользователя на рекламу сроком на десять лет не было и нет — текущий пропускной режим не может столько продлиться. Похоже на то, что ДИТ и ДПИР Москвы просто решили прописать в соглашении все, что только можно, не задаваясь вопросом — а нужно ли? «Пиши больше, чего их, басурман, жалеть», как говорил в известной байке Суворов.

Что же касается приложения «Социальный мониторинг», то, помимо незаконной фиксации нарушений смартфоном, не имеющим метрологической поверки в качестве средства измерения и не обеспечивающим нужную точность позиционирования, само приложение написано крайне плохо.

23 мая Партия прямой демократии провела очередной круглый стол на тему «Цифровизация паники: ДИТ Москвы против москвичей». В мероприятии принял участие технический директор компании AmberLabs Виталий Арделян. Команда Арделяна в 2017 году, тогда еще в виде компании «Аник Лаб», по заказу ДИТ Москвы делала демонстрационную версию приложения для мониторинга отслеживания вывоза отходов. Куски именно этого исходного кода приложения, написанного менее чем за две недели, сотрудники AmberLabs нашли в «Социальном мониторинге». Подчеркну, что это было демонстрационное, а не «боевое» приложение, оно не предназначалось для развертывания в реальной эксплуатации!

Если подытожить, то главная проблема в данной ситуации — не отдельные технические недоработки, а общая концепция «мы лучше знаем, как надо». Такой подход исключает прозрачность действий ДИТ Москвы, а также привлечение сторонних экспертов для проверки принимаемых решений. Именно такой подход должен быть изменен в первую очередь. ДИТ Москвы должен научиться отвечать на вопросы экспертов и обычных горожан прямо, открыто признавая ошибки, а не повторяя мантру «все идет по плану, отдельные незначительные недоработки устраняются».