Top.Mail.Ru
архив

Все любят котиков

23.01.201500:00

Лежащую на стуле кошку можно встретить в любом кафе. Обычно такая картина – приятное дополнение к интерьеру, а не концепция заведения. Но в разных регионах России, от Санкт-Петербурга до Красноярска, открылись кошачьи антикафе, где кофе и печенье стали, скорее, довеском к главному «меню» – общению с проживающими в заведении пушистыми зверьками. Одни владельцы, адаптируя столь популярный в Японии формат, взяли животных из приютов, другие специально купили породистых кошек.

Результат оказался одинаковым у всех: если японцы готовы платить до $30 за час в компании хвостатого друга, за которым предпочтительнее наблюдать, а не тискать, россияне лучше проедят эти деньги в ресторане. Тогда предприниматели попытались обыграть заграничный формат в отечественных условиях – вышло нетипично. 

Своя республика

Гости питерского антикафе «Республика кошек» с почасовой оплатой шутят, что его название не соответствует установленному режиму. Негласно здесь – конституционная монархия. Возглавляют кошачье государство вышедшие на пенсию эрмитажные коты – Жан-Батист Валлен Деламот и его своенравная подруга Дора Маар. Породистых среди их поданных не так много, зато с особенной историей. «Например, Лучик, породы сибирская невская маскарадная, – уже пожилой кот, но в свое время был звездой выставок, – говорит владелица кафе Анна Кондратьева. – Он внучатый племянник кота Дмитрия Медведева – Дорофея». Создательница «Республики кошек» не следует моде, она создает свою: с ее подачи некоммерческий проект превратился в ориентир для этого необычного сегмента рынка, просто став первым котокафе в Европе. 

По образованию Анна Кондратьева ветеринар. Несколько лет назад они с мужем вложили деньги в собственную сеть клиник «Элвет». Сейчас у них четыре филиала в Северной столице и один во Всеволожске. Шесть лет назад в этой клинике пустовал второй этаж. Чтобы площадь не пропадала, Анна с коллегами открыли «Музей кошки». Собирать экспонаты не было нужды: за годы работы в клинике скопились подарки от благодарных владельцев животных – картины, статуэтки, посуда, игрушки, книги, панно. Изначально Анна использовала проект в пропагандистских целях. «Мы популяризировали правила по уходу за животными, – объясняет она. – В России, увы, нет традиции вакцинировать и стерилизовать кошек». Когда формат музея оказался тесным и захотелось сделать акцент на кототерапии, Анна нашла помещение в центре Санкт-Петербурга, в трех минутах ходьбы от Исаакиевской площади. 

Первыми жильцами «Республики кошек» стали эрмитажные коты. Сначала их было семь. Ровно через год, после расширения территории, питомцев стало больше. Сейчас в «Республике» живут более двадцати животных. В отличие от других российских котопроектов, Анна Кондратьева пытается решить проблему вселенского масштаба  – пристроить в семьи брошенных или принесенных в сеть ее клиник на усыпление питомцев. «У нас жесткая позиция: мы не усыпляем тех, кого можно вылечить, – поясняет она. – В таких случаях мы просим хозяина написать отказ, чтобы найти животному нового владельца». Перед тем как попасть в «Республику кошек», четвероногие находятся по два-три месяца на карантине. Их дважды вакцинируют, кастрируют/стерилизуют, лечат от паразитов, берут дополнительные анализы. 

Обработка каждого питомца обходится в 15 000 руб. Это, говорит владелица котокафе, существенные издержки для социального проекта. Но основная статья расходов – аренда кафе. Услуги персонала Анне Кондратьевой почти ничего не стоят – в команде много волонтеров. «Почему-то, – смеется Анна, – активнее всего приходят студенты-ветеринары, филологи, историки и философы». 

К адаптации формата котокафе главный врач сети клиник «Элвет» подошла творчески. Она обыграла идею кошачьего государства с республиканским режимом, своими законами и даже валютой – вместо рубля здесь в ходу коттейка. При входе гости заполняют анкету на получение котовизы. Раньше первый час стоил 300 руб., последующий – 200 руб. После Нового года со всеобщим повышением цен Анне Кондратьевой тоже пришлось изменить прайс – 500 руб. за однократную визу на час в выходной день. В эту сумму, кроме общения с животными, входит напиток – «АмериКатто», «Котучино» или «Кот-Компот». «Просто билеты к котикам, к сожалению, не выводят кафе в ноль, – поясняет Анна. – С расширением у нас появилась зона для празднования дней рождений и других событий. Это позволяет держаться на плаву». В среднем питерское котокафе посещают до 60 человек ежедневно. Но пропускная способность проекта зависит от сезона (летом больше иностранных туристов) и дней недели (поток увеличивается в выходные). 

За два года Анна Кондратьева вложила в «Республику кошек» 2 млн руб. Столько же времени ей понадобилось, чтобы выйти на точку безубыточности. «Ко мне часто обращаются за консультациями, – рассказывает Анна.  – Я общалась с предпринимателями из Самары, Казани, Астаны. Им сложно адаптировать такой формат на рынке. Стоит с ним играть. В Москве, например, насколько я знаю, собираются открыть кафе, где будут продавать котов». Сама же владелица проекта ставит перед собой нематериальные цели – через два-три года, например, увеличить количество пристроенных животных в три раза (сейчас при участии котокафе около 800 животных в год находят новых хозяев. – Прим. «Ко»). 

Совмещенный формат

Сначала московский ресторан «Солод» полностью соответствовал формату домашнего заведения, где нужно бронировать столик заранее, где гостя лично встречают хозяева, а официанты, работающие здесь годами, наизусть помнят предпочтения клиентов. Но девять лет назад, до того, как воплотить свою мечту в реальность, его владельцы – Екатерина и Павел Ванюшины – сами были наемными сотрудниками. Павел около двенадцати лет проработал в ресторанном бизнесе на разных позициях – от бармена до менеджера. Екатерина занимала должность главного бухгалтера и финансового директора в оптовых компаниях. Собрав первоначальный капитал в размере $180 000, Ванюшины купили готовый ресторанный бизнес. Ранее он специализировался на дешевом сегменте общепита, но расположение залов перекрыло этот недостаток. Стартовые средства семейная пара накопила сама, часть денег, ушедших на ремонт и первый арендный платеж, заняла у друзей. 

«Несмотря на то, что мы купили готовый бизнес, – говорит Екатерина Ванюшина, – многое пришлось создавать с нуля. Поэтому трудно сказать, сколько денег «съел» «Солод». Траты возникали поочередно – то смена веранды и покраска стен, то замена проводки и труб, то покупка мебели и оборудования. Ресторан, как дом, требует постоянного внимания и заботы». Пять лет назад, когда заведение уже завоевало репутацию «для своих», в «Солоде» появился первый кот. Во время ремонта склада кто-то из персонала нашел брошенного матерью котенка. Его выкормили из пипетки, назвали Фантиком и представили гостям. Вырос бедокур и хулиган, вспоминает Екатерина. Фантик переворачивал цветы и ловил посетителей за ноги, поэтому пришлось отдать котенка директору соседнего магазина. 

«Второго кота купили случайно в одном из гипермаркетов Москвы, – рассказывает Екатерина. – Он сидел пять месяцев в кубе метр на метр. Стоил безумных денег. Нам отдали котенка за треть цены, потому что у него были атрофированы лапки. Через пару месяцев кто-то из гостей унес его без разрешения». Вместо смирения это похищение спровоцировало предпринимателей на поиск других животных. В разных промежутках времени и при разных обстоятельствах в «Солоде» появились Персик, Маврик, Грейсик и Николь. Хвостатые быстро навязали ресторану свои привычки и вкусы. Ванюшины, чтобы шерсть не скапливалась, даже специально меняли покрытие, а через некоторое время выделили отдельное помещение для кототерапии. «Помимо обычной уборки, мы проводим дезинфекцию всех залов раз в полторы-две недели», – Екатерина акцентирует внимание на чистоте. Гости в свою очередь стали дарить разные сувениры, связанные с кошачьей тематикой. Ванюшины поддержали инициативу извне. Так по воле случая в «Солоде» объединились два формата, и он по всем признакам стал кошачьим рестораном. 

Ванюшины не захотели переходить на формат антикафе с почасовой оплатой. Свою прибыль они получают по стандартной для ресторанного бизнеса схеме: средний чек с напитком и десертом в «Солоде» составляет около 1300 руб. Само заведение рассчитано на 25 столиков. В день его посещают от 50 до 80 человек. «Сейчас, в кризис, невозможно что-либо прогнозировать, – отмечает совладелица ресторана. – По воскресеньям у нас «кошкин день», и средний чек на гостя падает, но возрастает пропускная способность. Люди приходят общаться с животными, а не есть. По субботам, в семейный день чек обычно растет». Предпринимателей полностью устраивает нынешний формат «Солода». Они, правда, пытались открыть еще один ресторан неподалеку от дома. «Не получилось. Там не было котиков», – шутит Екатерина. Сначала идея запуска сети показалась семье заманчивой. Однако, поняв, что любое тиражирование скажется на качестве, Ванюшины отказались от этой затеи. В кризис лучше, по их мнению, сохранить небольшой, но проверенный годами бизнес. 

Ижевск и кошки

Основательница котокафе «Мяулэнд» Марина Шергина не скрывает радости: заведение открылось в Ижевске месяц назад, а у него уже десять постоянных клиентов, не считая случайных посетителей. Это притом что она почти не рекламирует проект, если только в Сети. Идея открыть кошачье кафе не пришла к Марине спонтанно: она давно занимается волонтерством в местной общественной организации помощи бездомным животным «Четыре лапы». Увиденный по телевизору репортаж об открытии в Красноярске котокафе «Кис-кис» лишь закрепил ее намерение создать в родном городе нечто подобное. «Я подумала: шансов, чтобы пристроить кошек в новый дом, через такое кафе станет больше», – рассказывает она.

Тогда Марина Шергина работала секретарем-экономистом в одной из местных компаний, которая занимается реализацией нефтяного оборудования; она и сейчас оставила за собой должность, но в режиме part-time. «Мяулэнд» девушка запустила практически в одиночку. На взятый в банке кредит она сняла помещение, оформила нужные бумаги и сделала ремонт. За системную работу котокафе она тоже отвечает сама, но со временем планирует взять администратора. Первых четырех питомцев Шергина нашла через знакомого волонтера, который располагает помещением для временной передержки бездомных животных. Сейчас в «Мяулэнде» живут девять кошек. «Пока только кошки, – улыбается Марина. – Котов забирают быстрее, поэтому я взяла тех, кто засиделся и еще не нашел дома». 

При реализации формата предпринимательница не отступала от главных принципов кошачьего антикафе: здесь, как и везде, поминутная оплата – в рабочие дни минута стоит 2 руб. (в выходные – 3 руб.), отсутствует меню, за исключением чая, кофе и печенья. Кроме продажи билетов, Марина собирается монетизировать проект с помощью организации дополнительных событий – мастер-классов, тематических вечеринок и музыкальных вечеров. С внедрением полноценного меню стоит подождать, считает она, ведь рядом с «Мяулэндом» нет недостатка в ресторанах. Несмотря на уникальность формата, адаптация котокафе проходит в Ижевске непросто. «Люди не совсем понимают, что это такое, – поясняет Марина. – Многие неправы, когда думают, что к нам нужно приходить со своими кошками. Приходится объяснять им концепцию на входе».

Сейчас пропускная способность проекта небольшая – до десяти человек в будни и тридцати – в выходные. На старте это обычное явление: о «Мяулэнде» просто мало знают. Между тем Марина Шергина планирует окупить вложенные средства за год и выйти на среднегодовую прибыль в размере 700 000 руб. Через два-три года предпринимательница хотела бы расширить заведение, последовав примеру питерской «Республики кошек», и разделить залы: один – для общения с животными, другой – для кафетерия. Это значит, что впереди у нее еще много работы. 

Еще по теме