Top.Mail.Ru
архив

Все мы - жертвы серьезного заблуждения

Каким будет этот 2001 год, который начинается протестами и опровержениями экстравагантных выборов нового президента США - страны, которая, кажется, достигла апогея своего мирового господства и иллюзий? Оптимисты утверждают, что дела идут - лучше не бывает, что никогда ранее западная демократия не была так сильна, как сегодня. Если прислушаться к восторженным голосам большинства мировых средств массовой информации, то ничего не остается, как поверить, будто мы живем в самом лучшем из всех возможных миров. Таким этот мир и останется в первый год и в последующие десятилетия нового века.

Не хотелось бы накликать беду, но думаю, дело обстоит иначе. Хотя бы потому, что пришло время платить по счетам, и даже легиону апологетов абсолютного либерализма не удастся оттянуть время расплаты.

Уходящий год был отмечен попыткой плавно приземлить рвущийся ввысь аэростат американской экономики. Великий Алан Гринспен пытается сделать это уже почти пять лет - после того как ему стало ясно, что Америка поднялась выше, чем ей позволяют возможности. Возможности эти велики, но не безграничны. Уже очевидно, что попытки Гринспена не привели к желаемому результату. Плавное приземление может обернуться крушением. Кризис американской экономики обернется большими бедами для стран, зависимых от США. Весь Тихоокеанский регион, включая Китай, держится за счет безудержного роста потребления в США. Как только Америка, не дай Бог, немного замедлит свой рост, вся Азия погрузится в кризис, что, в свою очередь, неизбежно скажется и на остальных странах мира.

Другими словами, глобализация по-американски продолжает свое триумфальное шествие, и карнавал под названием "мировая финансовая система" в самом разгаре. Доллар чувствует себя безраздельным хозяином положения, подмяв под себя японскую йену и новую валюту - евро. Индексы Dow Jones и Standard & Poors пока еще держатся. А вот индекс высоких технологий NASDAQ уже находится в состоянии свободного падения.

Былых исступленных восторгов относительно new economy, e-commerce и Интернета как не бывало. "Новая экономика" задыхается, и для всех, у кого осталась хоть капля разума, очевидно, что предприятия, имеющие огромные объемы капитализации, но не производящие прибыль, не могут удержаться даже на спекулятивном рынке. Что касается e-commerce, то всем ясно, что единственным доходом виртуальных торговцев являются поступления от рекламы. Положение с Интернетом еще более комично. В последние год-два у net slaves - рабов Сети - окончательно растаяли все иллюзии. "Царство свободы" превратилось во всемирный виртуальный склад, где 99% циркулирующей информации касается товаров, а не идей. Посетитель Интернета не более свободен в своем выборе, чем посетитель супермаркета.

Система мировых средств массовой информации, вместо того чтобы создать "всемирную глобальную деревню", о которой мечтал Мак-Люэн и в которой все были связаны друг с другом - прообраз настоящей демократии будущего, - создает совершенно противоположный образ. Это не просто манипуляция общественным сознанием, это гораздо хуже. Речь идет о бесстыдной глобальной лжи, которая выливается одновременно на шесть миллиардов землян.

Я имею в виду тот неопровержимый факт, что информационная система, навязывающая ценности и этику, формирующая потребительские запросы и предлагающая развлечения, ежедневно показывает нам лживое, идеологизированное представление о жизни ( в том смысле, что она производит продукты "ложного сознания" и сама является таким продуктом) и выбирает в хронике событий только то, что на руку сильным мира сего.

Кроме того, как можно полагать, что мировая информационная система дает нам правильное отображение современного мира, если более 80% информации нашей технологической эпохи производится всего лишь в двух десятках благополучных стран и распространяется их средствами коммуникации? А что же остальной мир? Выходит, что менее 10% мирового населения решает, что должны видеть, читать, слушать остальные 90%. И как можно восхвалять свободу, которую дает Интернет, если 65% населения планеты ни разу в жизни не пользовались телефоном?

Впрочем, подобное неравенство существовало всегда. Я хотел бы обратить внимание на другое. Сейчас стали доминировать два новых направления общественного сознания, типичные для эпохи единомыслия. Первое направление оформилось под названием TINA, что расшифровывается как There Is No Alternative ("Альтернативы нет"). Второе направление в формировании единомыслия выражается в пропаганде, которую ведут самые массовые газеты, журналы и телевизионные каналы: мировая экономика на подъеме, экономический рост - не только неизбежный, но и единственно возможный путь прогресса, в котором заинтересовано все человечество.

Критиковать TINA так же невозможно, как и опровергать католические догмы. Это вопрос веры. Что же до второй тенденции, то она, напротив, представляет прекрасную возможность для критики.

Гарантирует ли глобализация стремительное развитие всем, как уверяют нас проповедники неолиберализма и как пишут каждый день крупнейшие газеты? На самом деле все как раз наоборот. В 60-е годы в промышленно развитых странах Европы экономический прирост составлял порядка 5% в год; в период между 1981-м и 1990-м годами он сократился до 3,2%, а на протяжении доброй половины 90-х не превышал 1,5%. Возникает вопрос: поскольку эти подлинные и официальные статистические данные (их представили сами европейские страны) свидетельствуют о снижении темпов роста, то каким же образом нас пытаются уверить в обратном? Не лжет ли вся мировая система средств массовой информации?

Решает ли глобализация проблему занятости? Ничуть не бывало. В 60-е уровень безработицы в 11 странах Европейского сообщества был в пять раз ниже, чем сегодня. Может, глобализация способствует росту производительности труда? И это неправда. Производительность труда за последние двадцать лет - то есть именно в годы триумфа глобализации - значительно упала. Даже в США темпы роста производительности труда сократились после 1973 года вдвое (и начали расти вновь только во второй половине 90-х).

Таким образом, получается, что все мы - жертвы серьезного заблуждения. Вряд ли можно чувствовать себя спокойно, находясь в поезде, который несется с бешеной скоростью по рельсам, проложенным неизвестно в каком направлении. Надо еще учесть, что отнюдь не весь мир, несмотря на заверения распространителей этого массового заблуждения, включен в глобальную экономику. Эта экономика, конечно, носит глобальный, но и в то же время очень выборочный характер. Она вбирает в себя и поглощает только то, что ей представляется ценным, напрочь отвергая все, что с ее точки зрения не имеет цены или обесценивается. Речь идет о целых народах, огромных территориях, отдельных отраслях промышленности, окружающей среде, а также об отдельных, не нашедших себя в этой жизни людях.

С точки зрения статистики, политики и этики это означает, что около 60 стран мира сегодня беднее и слабее, чем двадцать лет назад. Нам не говорят о том, что та модель развития, которой мы следуем, является одновременно динамичной и неравноправной. В одно и то же время включающей и исключающей. Модель развития, благодаря которой богатые становятся еще богаче, а бедные еще беднее. За последние двадцать лет в 89 странах мира показатели ВВП снизились. И, несмотря на это, совсем недавно господин Мишель Камдессю - бывший исполнительный директор МВФ и одно из главных действующих лиц удивительной реформы российской экономики времен Ельцина - в одном из интервью посмел заявить, что "необходимо стать еще богаче, чтобы оказать помощь бедным".

Можно ли оставаться оптимистом перед лицом этих цифр? Мне кажется, что они ничего, кроме тревоги, не вызывают. Не может быть спокойствия и уверенности, если в мире правят безрассудство и алчность. И ведь действительно, после окончания великого противостояния времен холодной войны в мире стало больше конфликтов и локальных кровавых войн. Новые коммуникационные технологии, которые могли бы открыть огромные возможности для широких масс, служат больше для искажения действительности, нежели для поиска истины. Они стали полем деятельности и для международной организованной преступности, подтверждая слова Клэр Стерлинг, заявившей о том, что мы вступаем в "мир воров".

Растет насилие как в отношениях между государствами, так и в отношениях между людьми. Чем благополучнее страна, тем выше там уровень преступности. Пуританское общество Соединенных Штатов породило самую чудовищную преступность в мире. Только одних заключенных в США насчитывается более миллиона. Снижается морально-этический уровень общества, обесцениваются принципы солидарности и взаимоуважения. Все это, к сожалению, получит в ближайшие годы дальнейшее развитие. К тому же станет ощутимее дефицит природных ресурсов: нехватка воды подстегнет новую волну миграции населения, а дефицит кислорода при увеличивающемся содержании двуокиси углерода в атмосфере будет способствовать росту "парникового эффекта" и вызовет глобальное изменение климата. Начало нового века и нового тысячелетия будет трудным. Чтобы дать достойный ответ вызовам нового века, мировым лидерам потребуется много мудрости. Пока ее отнюдь не видно. А времени на принятие решений остается все меньше и меньше. Решения, которые мы примем сегодня, могут отозваться в далеком будущем. Если мы сегодня допустим ошибку, то завтра времени на ее исправление уже не будет. Волей истории мы попали в столь стремительный поток развития, какого человечество не знало никогда. Если мы сумеем осознать хотя бы это, то можно будет считать, что нам повезло.

Еще по теме