Все по полочкам
Картина, корзина, картонка, вот только что без собачонки. Кому же не знакома эта дилемма: и вещь вроде не нужна, и выбросить жалко. Или вещь нужна, но не сейчас. Или ремонт, переезд и прочие стихийные бедствия, когда совершенно непонятно, что куда деть и как это потом найти.
"Прежде чем компания "Самосклад" начала свою деятельность в России, мы долго присматривались к аудитории, с 2006 г. по 2009 год, - рассказывает коммерческий директор "Самосклада" Сергей Белехов. - Люди хранили (и до сих пор хранят!) свои вещи на лоджиях, балконах, в гаражах, на антресолях, и это неудобно. Поэтому мы решили, что спрос на услугу личного склада - self storage - будет. И он есть, но путь к успеху оказался тернист и сложен".
Услуга хранения личных вещей появилась около полувека лет назад в США. Сейчас там работает более 50 000 подобных складов, а капитализация компаний-лидеров исчисляется миллиардами долларов. В Великобритании и странах Европы рынок self storage функционирует свыше двадцати лет и уже может считаться более чем насыщенным. "Там сейчас можно открыть маленький склад, но выйти в сегмент крупного бизнеса уже очень и очень сложно", - отмечает Сергей Белехов.
Компания "Самосклад" на официальном сайте обозначена как британская. Правда, пообщавшись с российской прессой, изначально открытый к диалогу "Самосклад" с годами стал осторожнее: теперь о собственниках и долях руководство предпочитает умалчивать. Однако из разных источников можно выяснить, что создатель и руководитель "Самосклада" Кристофер Бонд начальный капитал для своего дела (около $1 млн) заработал в крупных российских компаниях, а 50% его бизнеса находится в собственности Андрея Вдовина, экс-совладельца Экспобанка. Сейчас Кристофер Бонд и его немногочисленные конкуренты формируют рынок self storage - медленно, но верно.
Мелочи, и не только
Кроме "Самосклада", в Москве можно воспользоваться, например, услугами компаний Mobius (10 складов в Москве, 4 в Санкт-Петербурге и 1 в Казани), "Чип-склад" (8 складов в Москве), "Складовка" (7 складов в Москве), Red Box Co (4 склада в Москве, 2 в Санкт-Петербурге). По версии Ассоциации компаний индивидуального хранения (АКИХ), в РФ сейчас работает около двух десятков фирм, предоставляющих услуги индивидуального хранения. "Причем большинство крупных игроков на этом рынке входит в нашу ассоциацию, - подчеркивает исполнительный директор АКИХ Василий Бабич. - Поскольку вид предоставляемых услуг для нашей страны сравнительно новый, первыми охватываются крупные города-миллионники - Москва, Санкт-Петербург. На подходе еще ряд городов". Но объем российского рынка self storage пока очень мал. В АКИХ затруднились с цифрами, но отметили, что это менее 1% от объема мирового рынка.
Как правило, компании предлагают боксы от 1 кв. м, отапливаемые или неотапливаемые, с круглосуточным или ограниченным доступом. "Самосклад" на фоне коллег выделяется многочисленными деталями, которые, с одной стороны, должны привлекать клиентов, а с другой - существенно усложняют и без того нелегкий бизнес.
"Самосклад" - это действительно клиентоориентированная компания, - утверждает Сергей Белехов. - Во-первых, мы открылись только в 2009 г., потому что из-за кризиса упали цены на недвижимость и мы смогли купить склад в собственность. Клиенты могут быть совершенно спокойны - помещение наше, никаких неожиданностей и необходимости срочно вывозить вещи и искать другие склады не возникнет. Во-вторых, у нас попасть в бокс можно в любое время суток. Для этого пришлось вложить достаточно много денег в автоматизированную систему доступа. В-третьих, мы организовали множество полезных мелочей: аренда и покупка коробок, стеллажей, упаковочного материала, пользование тележками, беспроводный Интернет для клиентов. Договорились с компанией, организующей перевозки. И еще: мы следим за тем, чтобы наши сотрудники были вежливы и дружелюбны. Это очень важно".
Кому оно надо
Финансовый кризис играет на руку рынку индивидуального хранения. И дело не только в падении цен на недвижимость. Офисы сокращают площади, и им нужно где-то хранить вещи, люди, снимающие жилье, переезжают в меньшие квартиры и тоже сталкиваются с необходимостью что-то хранить. А еще есть интернет-магазины, которым не требуются площади для продаж, но нужны склады. Впрочем, по словам Сергея Белехова, 85% целевой аудитории - это частные лица. Представителей бизнеса существенно меньше.
Основная бизнес-аудитория, которая должна бы заинтересоваться индивидуальным хранением, - это офисы на этапе ремонтов/переездов и интернет-магазины. Но офисы услугой могут пользоваться в основном разово - ремонты и переезды случаются не каждый день. А вот интернет-магазины могли бы стать постоянными клиентами. Но отнюдь не все. "Индивидуальные склады даже очень небольшой площади выгодны далеко не всем интернет-магазинам, - поясняет владелица интернет-магазина игрушек Kidsthebest.com Анастасия Марцишевская. - Выгодны они могут быть или магазинам с большими объемами продаж, или магазинам, у которых должна быть точка выдачи товаров, или магазинам, работающим с брендами, которые очень плохо доставляются в России. Все остальные либо пользуются личными площадями, либо по мере надобности приезжают на склад к дистрибьютору. Маленькие интернет-магазины предпочтут сэкономить, тем более, что это не разовый платеж, а постоянная статья расходов".
"Первое время мы набирали новых клиентов за счет "сарафанного радио", - рассказывает Сергей Белехов. - Затем занимались продвижением в Интернете, пробовали освоить и социальные сети. Несмотря на то, что мы есть в Facebook, "Вконтакте", Twitter и Instagram, самой полезной для нас соцсетью считаем Instargam - лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Но в целом социальные сети оказались неудачными инструментами для привлечения клиентов".
"Рынок таких услуг еще мал, хотя и активно развивается, - констатирует Влад Титов, руководитель "Лаборатории социальных медиа", ведущий программы "Закройте свою группу в Facebook!". - На рынке присутствует определенная конкуренция, но устойчивый массовый спрос еще не сформирован. Если компания хочет занять свою нишу в существующем объеме спроса, то ей вполне достаточно формирования устойчивого трафика на сайт с помощью рекламы в поисковиках. Если стратегия компании подразумевает не только занятие лидирующей позиции на своем рынке, но и значительное увеличение рынка, то без стратегических коммуникаций в соцмедиа не обойтись. PR-статьи в журналах тоже помогают делу, но не могут дать вовлекающего эффекта, сравнимого с соцсетями. Конечно, я не говорю о тривиальном наполнении страницы в Facebook новостями. Это тупиковый путь. Необходима программа коммуникаций, которая добавит данную услугу в голову целевой аудитории. Программа должна содержать и тактику привлечения внимания, и инструменты создания лояльного сообщества, и инструменты работы с лидерами мнений, и эффективную архитектуру контактов, и т.п. Главной целью такой программы является создание личного отношения к компании. Личное отношение, сформированное в голове клиента, является и "защитным зонтиком" от конкурентов, и основой для "сарафанного радио".
"Мы не гонимся за быстрой прибылью, - поясняет стратегию компании Сергей Белехов. - Мы тщательно строим бренд, и у нас далеко идущие планы". Сейчас "Самосклад" владеет 20 000 кв. м, оборот компания не раскрывает, но если посчитать, что 1 кв. м стоит 1000 руб. (без НДС) в месяц, то получается, что примерный месячный оборот "Самосклада" составляет около 20 млн руб. В недалеком будущем планируется увеличить количество собственных площадей до 100 000 кв. м.
Мечты и реальность
Планы планами, а реальности российского малого бизнеса компания Кристофера Бонда уже прочувствовала в полной мере. "На данный момент системного рынка self storage мы не наблюдаем, - признается исполнительный директор PNK Group Олег Мамаев. - Бизнес этот достаточно странный: с одной стороны, есть спрос, и бизнес может быть доходным, с другой стороны, он очень зависим от потока клиентов и рынка недвижимости. Строить свои помещения, подходящие для self storage, в черте Москвы очень дорого - вложения просто не окупятся. С арендой тоже проблема: владельцы помещений класса С не хотят долгосрочных контрактов, их вполне устраивают стандартные договоры на 11 месяцев, что неприемлемо (большой риск) для компаний, предоставляющих складские услуги частным лицам. В основном те компании, которые сейчас присутствуют на рынке, просто перепрофилировали свои старые активы. Молодым фирмам остается лишь искать дешевые помещения в промзонах, что не очень удобно для self storage".
Арендные отношения в "Самоскладе" не рассматривались изначально: уже несколько игроков ушли с рынка из-за стойкого нежелания владельцев помещений подписывать договоры более чем на 11 месяцев. Покупка готовых складов, даже при наличии средств, тоже только кажется простым решением.
"Для развития бизнеса нужны кредиты, - рассуждает Сергей Белехов. - Российские банки хоть и декларируют готовность сотрудничества с малым бизнесом, но на деле предлагают совершенно неудобные и негибкие условия. Например, кредитные средства могут быть потрачены только на то, что прописано в договоре с банком, нет никакой возможности принимать оперативные решения по использованию кредитных денег".
"Банки находятся под довольно жестким контролем Центробанка, - поясняет сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. - В частности, им приходится соответствовать нормам Базель II и Базель III. Возможно, они были бы и рады подходить гибче к кредитованию малого бизнеса, но сильно ограничены в этом формальными требованиями. Отклонение от норм выйдет банкам себе дороже Эта проблема известна уже давно, и на эту тему было много встреч с ЦБ. Банк России, в свою очередь, считает, что регулирование должно быть как можно более универсальным. По его мнению, если разрешить банкам использовать индивидуальный подход, значительно вырастет количество нарушений и возможностей для коррупции".
Теоретически на развивающийся рынок могли бы прийти инвесторы. Но и тут не все гладко. "Предложения были, - говорит Сергей Белехов. - Но сторонние инвестиции - это, как правило, ограничение в контроле бизнеса и в принятии решений. Возможно, нам было бы интересно войти в долю к девелоперам, занимающимся строительством складов, но они к такому сотрудничеству с малым бизнесом не готовы".
Перспективы у рынка индивидуального хранения вроде бы есть: тут и чисто российское желание оставить ненужную вещь "на всякий случай", и рост компаний, предлагающих услуги self storage. Но как бы ни рухнули удобные полки индивидуальных складов под бременем цен на недвижимость, как бы ни пошатнулись стеллажи из-за рисковых опор на 11-месячные договоры аренды.
Мила Кретова