Top.Mail.Ru
архив

Все по-прежнему

ВРЯД ЛИ кто-то сомневается в том, что события вокруг "Медиа-Моста" и "Норильского никеля" - звенья одной цепи. Власть, похоже, твердо решила "разорвать пуповину", которая связывала на протяжении последних четырех лет ее и тех, кто гордо называл себя "олигархами". Единственный вопрос: власть будет держать всех олигархов на равноудаленном расстоянии или только избранных?

Движущим мотивом всего происходящего является банальное желание силовых структур показать, "кто в лесу хозяин". Недели через две-три прокуратура подаст иск по результатам другой приватизационной сделки, потом - третьей, четвертой и т.д. Судебные процессы один за другим перейдут в вялотекущую фазу с дополнительными исследованиями обстоятельств, приглашением экспертов. После начала десятка судебных разбирательств общественное внимание к этому процессу неизбежно "замылится" в ожидании результатов, которых может не быть в течение нескольких лет (решения - апелляции - вышестоящие инстанции и т.д.). В таком случае все, что нужно сегодняшним властным структурам, - это получить неотразимые аргументы в возможных дискуссиях с "олигархами": наподобие "будете высовываться - сядете на нары". Просто, понятно и доходчиво. Это устроит всех: власть будет считать, что она продемонстрировала (в том числе и всему миру) свою силу и порвала порочащую ее связь; олигархи не лишатся источников своего реального могущества; чиновники нижнего и среднего уровня, по-прежнему получая мизерную зарплату, будут благосклонно относиться к "знакам внимания" и лоббировать нужные решения; весь мир увидит, что борьба с коррупцией в России есть очередная "потемкинская деревня", и… успокоится. Все останется по-прежнему.

Хуже будет, если одной из сторон удастся одержать быструю победу в судебном противостоянии. Здесь, на мой взгляд, все будет как в кино: "белые пришли - грабят; красные пришли -грабят", т.е. что в лоб, что по лбу.

Предположим, что прокуратура выиграет это дело. Это означает, что суд примет ее сторону, после чего пакет акций "Норильского никеля" вернется государству. Деньги, которые получил бюджет, будут возвращены "Интерросу". Очевидно, что данное предприятие является слишком лакомым куском, чтобы оставаться "бесхозным", а следовательно, сначала развернется борьба за контроль над его финансовыми потоками, а затем, если государство решится на повторную продажу пакета акций, и за обладание этим пакетом. Несомненно, что до тех пор, пока борьба не увенчается успехом и полной победой кого-либо из участников, предприятие будет лихорадить, а мировой рынок, являющийся потребителем подавляющей части его продукции, сможет на практике убедиться во всех "прелестях" дикого российского капитализма. Кроме того, такое событие, безусловно, станет прецедентом и катализатором процесса массового пересмотра результатов приватизации. Если у кого-то есть иллюзия, что этим процессом можно будет управлять, что его можно будет дозировать и направлять в нужные стороны, то думаю, что они очень быстро развеются. Под давлением местных властей, которые проявят неподдельный интерес к опыту вышестоящих структур по повторной продаже того, что было уже один раз продано (или передано), начнется вторичный передел собственности, в который будут вовлечены сотни и тысячи объектов, начиная от пивного ларька и заканчивая нефтяными компаниями и металлургическими комбинатами. Совершенно очевидно, что в результате Россия будет окончательно вычеркнута из перечня стран, привлекательных для инвестиций, а российская экономика начинает быстро "дряхлеть" и сворачиваться до размера нефтегазового комплекса и обслуживающих его отраслей.

Предположим, что прокуратура проиграет это дело и суд не признает обоснованными ее обвинения. Акции "Норильского никеля" останутся у "Интерроса", а бюджету не нужно будет срочно изыскивать 20 млрд руб. для возврата по решению суда. Наивнее всего будет предположить, что на этом все и закончится и продолжения не последует. Не таковы наши правоохранительные органы, чтобы не наступать по многу раз на одни и те же грабли. Раздосадованная неудачей, прокуратура подаст иски по признанию недействительными результатов других аукционов или сделок о продаже акций и будет настойчиво доказывать свою правоту. Тем более что российское законодательство устанавливает десятилетний срок давности по преступлениям в сфере приватизации, т.е. как раз до истечения возможного второго срока президента Путина. Не исключено, что в деле того же "Норильского никеля" будут обнаружены новые обстоятельства, после чего прокуратура может смело подавать новый иск. Экономические последствия этого варианта, думается, мало чем отличаются от описанных выше.

Общий вывод из всего сказанного касается экономической программы российского правительства. В очередной раз власти продемонстрировали, что писать программу доверяется одним, а реализовывать экономическую политику на практике поручается другим.

Еще по теме