Все проПИФили!
Паевые инвестиционные фонды, которые до последнего времени считались самым безопасным и выгодным способом инвестирования сбережений, неожиданно подвели своих вкладчиков. По данным Investfunds.ru, из существующих 80 фондов акций 58 закончили сентябрь с убытками – причем в среднем потери составили 2,83%. Из 72 смешанных фондов убыточными оказались 58%. Разумеется, все это не могло не сказаться на величине привлечения средств в ПИФы: открытые фонды за первый осенний месяц собрали 1,77 млрд руб., что составляет всего 60% от результатов августа. Своеобразной сенсацией сентября стала утрата компанией «Тройка-Диалог» лидирующих позиций по привлечению средств в фонды. Как разъяснил «Ко» генеральный директор «Управляющей компании «Альфа-Капитал» Михаил Хабаров, инвесторы ждали момента улучшения ситуации после майского фондового кризиса. Однако увидев, что осень не принесла планируемого оживления, они решили зафиксировать свои позиции и подождать еще.
Разумеется, «плохая работа» ПИФов объясняется вполне объективными причинами – неблагоприятной конъюнктурой фондового рынка. Буквально с первого дня осени на рынке началось не катастрофическое, но безостановочное падение, которое продолжалось вплоть до конца прошлой недели. За сентябрь индекс РТС потерял 4,72%, а индекс ММВБ снизился на 5,62%. Ну а упадок на фондовой бирже, в свою очередь, объясняется другой не менее объективной причиной – снижением цен на нефть. Осенью на США не обрушились всеми ожидаемые тайфуны, спрос на нефтепродукты в Америке оказался ниже, чем хотелось бы, – и в течение сентября цены на нефть потеряли примерно $10, достигнув уровня $60 за баррель. Естественным последствием стало падение цены акций нефтяных компаний. Так, за первый месяц осени капитализация ЛУКОЙЛа снизилась более чем на 8% (с $71,4 млрд до $65,2 млрд), а «Роснефти» – на 6% (с $72,2 млрд до $67,7 млрд).
Нефть продолжает стремительно дешеветь и сейчас – на прошлой неделе цена «корзины» ОПЕК, состоящей из 11 основных экспортных сортов нефти каждой из стран-членов, упала до $55. Примерно столько же сейчас стоит российская нефть марки URALS. Стоимость сырья опустилась до минимального уровня с декабря 2005-го. Так что уже не представляется чрезмерным пессимизм министра финансов Алексея Кудрина, сверставшего бюджет 2007 года из расчета цены нефти $37 за баррель. По мнению аналитика Газпромбанка Михаила Зака, цены на нефть продолжат снижение, способствуя дальнейшему падению котировок российских акций. Поэтому не приходится удивляться, что, скажем, аналитики Deutsche UFG рекомендуют в течение месяца – двух воздержаться от покупки акций российских компаний, «пока прояснятся перспективы роста мировой экономики». Спасти наш фондовый рынок сможет только холодная зима, которая опять сделает топливо «золотым». Осень надежды не оправдала.