Все в Китай!
ЛОЗУНГ ДНЯ: все в Китай! Самая крупная в мире компания мобильной телефонной связи Vodafone совершила прыжок на берега реки Желтой, объединившись с China Mobile, лидером на китайском рынке коммуникационных услуг. Благодаря этому контракту сама China Mobile будет в состоянии приобрести остальные семь китайских компаний мобильной связи и стать, таким образом, второй компанией мобильной связи в мире.
Одним словом, самая крупная компания мобильной связи мира приобретает самую крупную китайскую компанию, тем самым превращая ее во вторую компанию мира, и в четыре раза усиливает свои доминирующие позиции. Излишне говорить, что Vodafone представляет Америку. Но стоило бы помнить, что Vodafone совершила головокружительное восхождение в бизнесе за считанные годы. Таких успехов в деловом мире не достигал никто со времен египетских фараонов.
За последние два года она "проглотила", затратив кругленькую сумму в $161 млрд, немецкую Mannesmann, приобрела Air Touch - филиал компании Verizon Communications - и, таким образом, заняла доминирующие позиции на американском и мировом рынках мобильной телефонной связи.
По уверениям проповедников глобализации, мы живем в эпоху абсолютной свободы и абсолютной конкуренции. Но упускается из виду одна маленькая деталь: количество конкурентов сокращается с каждым часом. Выходит, что абсолютная конкуренция на деле означает ее отсутствие. Оказывается, что Маркс, а еще раньше Гегель были не так уж далеки от истины, утверждая, что количественные изменения в определенный момент перерастают в качественные.
Если дело пойдет так и дальше, то через несколько лет все виды телефонной связи на планете Земля будут контролироваться двумя-тремя компаниями, которые - могу поспорить - в конце концов договорятся друг с другом. Подобная картина складывается в информационно-коммуникационной сфере, где уже сейчас весь мировой рынок контролируют семь транснациональных компаний, которые диктуют нам, что мы должны знать, что мы должны покупать, навязывая моду и вкусы.
Но вернемся к исходному лозунгу: "Все в Китай!" Совершенно очевидно, что для завоевания мирового рынка в целом нужно добиться успеха на рынке за Великой китайской стеной. Те, кому повезет, автоматически попадают в Книгу рекордов Гиннесса, поскольку китайский рынок предоставляет фантастические возможности. Говорят, что 500 транснациональных корпораций, контролируемых американцами, уже определяют стратегию экономического развития Китая. Так это или нет, не знаю, но точно известно, что эти 500 корпораций работают на китайском рынке, используя китайскую рабочую силу, и экспортируют большую часть продукции в Соединенные Штаты. Именно их экспорту США обязаны самым большим дефицитом в своем торговом балансе.
Налицо растущая на глазах взаимосвязь между США и Китаем. Но это совершенно не означает, что Америка диктует Китаю свою экономическую политику. Задача склонить Китай к принятию американской модели глобализации не настолько проста, как может показаться по результатам сделки Vodafone. Китай не Россия, в которой американские теории одержали победу еще до краха коммунизма. Но на практике и в России глобализация по-американски не одержала безоговорочной победы.
Миллиард и 300 миллионов китайцев представляют собой настоящую стену принципов и исторических традиций, которые не смогли поколебать на протяжении веков даже самые большие потрясения. Китайцев можно приучить к гамбургерам McDonald's. Их можно завлечь сотовыми телефонами made in China, спроектированными в Силиконовой долине. То же самое относится и к компьютерам и программному обеспечению Microsoft. Но, оторвавшись от Интернета, выйдя из McDonald's или Pizza Hut, китайцы снова становятся китайцами.
Тот, кто мечтает о глобальной унификации, пребывает в заблуждении: ее не будет ни через одно, ни через три поколения. Потребуется гораздо больше времени. Настолько больше, что, когда это произойдет, о глобализации уже позабудут. Как это произошло с советским коммунизмом. Но советский коммунизм одряхлел сам по себе и рухнул как карточный домик, не нанеся миру серьезного ущерба. Что же касается глобализации, то нет уверенности в том, что она так просто отступит перед лицом невозможности добиться победы. В самой глобализации четко просматривается миссионерская идеология установления единой власти на всей планете. Опасность состоит в том, что глобализацию хотят навязать миру.